В целом они поддержали программу партии, но были не согласны с политикой и методами правления ее лидера – Ермухамета Ертысбаева. Стороны обменялись взаимными упреками и обвинениями и разошлись. Так во многих семьях бывает.
А в субботу Центральная избирательная комиссия утвердила список всех кандидатов от партий. Изначально в лонг-листе НПК было аж 125 персонажей! Осталось 52. Что не поделили-то? Потом узнаем. Но в списке народников остались тёртые гвардейцы: Ирина Смирнова, Александр Милютин, Айкын Конуров, Талгат Темирханов…
У партии «Ак жол» обошлось без ЧП: с кандидатами определились быстро и без потерь – 54 человека. И точка! Список возглавили лидер партии Азат Перуашев, экс-депутат мажилиса и экс-претендент на пост главы государства Дания Еспаева, еще несколько знаковых персонажей из прошлого созыва, которые постоянно напрягали нервную систему членов правительства своими запросами по разным проблемам. А еще юрист Сергей Уткин, который некогда защищал оппозиционеров.
25 своих членов выдвинула в кандидаты партия «Ауыл». Список возглавили бывшие претенденты в президенты Казахстана Жигули Дайрабаев и Каракат Абден. Остальным, видимо, еще предстоит доказывать избирателям свою нужность в главном законодательном органе страны. В Фейсбуке уже вовсю комментируют списки этих кандидатов. Выделю два поста: «Почему этих людей часто снимали на тоях?» и «Зачем они фоткаются в кабинетах, за рабочим столом и с ручкой в руках. Что-то важное подписывают? А что?»…
25 членов выдвинула и партия Respublica. А почему название в латинице? Если хотели на английском, то правильно писать «Republic». Если в кириллице – то «Республика». Кому тут хотели угодить создатели партии? И как избирателям ей верить, если в названии (а оно официально зарегистрировано в Министерстве юстиции РК) уже есть ошибки? Во вторник, когда ЦИК утверждал партийный список, поступили заявления от двух кандидатов в мажилисмены – от Дархана Иманашева и Олжаса Султанова – с просьбой исключить их из него. Синдром НПК? Пока не ясно.
Да, возглавляют его лидер партии Айдарбек Ходжаназаров и его замы – Куаныш Шонбай и Динара Шукижанова. Прицепом идет шоумен и КВНщик Нурлан Коянбаев, (не очень представляю, смешными ли будут выглядеть законопроекты после его замечаний)…
Общенациональная социал-демократическая партия зарегистрировала в ЦИК 19 своих кандидатов. Многолетняя оппозиционерка, которую уже лет десять раздирают идеологические споры, битвы за лидерство и попытки хоть как-то повлиять на умы граждан, двигает в мажилис главу партии Асхата Рахимжанова, экс-кандидата в президенты страны Нуржана Ауесбаева. Кто там ниже в списке? Страна их знает? ОСДП не раз публично отказывалась от участия в выборах. Если партия самоустраняется от политической борьбы, не работает с электоратом – на что ей можно рассчитывать?
У «зелёной» партии «Байтак» 18 претендентов. В списке – бывшая «красная» Айжан Скакова (за месяц до этого она состояла в Народной партии, которая ранее именовалась коммунистической). Причудливо тасуется колода…
А чемпион по длине и ширине партсписка – Amanat (бывшая «Нур отан») – 90 кандидатов. И в нем хватает тех «коней» из прежних созывов, которые «борозды не испортят». Это глава партии, спикер мажилиса Ерлан Кошанов, экс-министр просвещения Асхат Аймагамбетов, директор нацхолдинга QazBioPharm, разработчик отечественной вакцины против КВИ Кунсулу Закарья. Ну и новые «кони» – блогеры, активисты по разным вопросам/проблемам, имена которых известны посетителям соцсетей.
Справка «Каравана»
Все партии соблюли требование закона: чтобы количество женщин, молодежи и лиц с инвалидностью составляло не менее 30 %.
А теперь самое интересное.
Спискократы и «мажорики»
В мажилисе пока пустует 98 кресел. На них претендует 281 человек от семи партий. Но им предоставят только 69 мест. А есть еще восьмая колонна – это самовыдвиженцы. Насколько предсказуема эта «партия»? Ей наша мажоритарная система выборов предоставила 29 позиций. Если партиям надо набрать более 5 % голосов для прохода в главный законодательный орган страны, то победителям выборов в одномандатных округах хватит любых процентов – если конкуренты наберут меньше.
Справка «Каравана»
На выборах в мажилис в январе 2021-го конкурировали пять партий. 7 %-ный барьер (тогда были такие рамки) преодолели «Нур Отан» – 76 мест, «Ак жол» (12) и НПК (10).
По закону агитационную кампанию можно было начать в субботу после 18.00. Но фактически она уже вовсю идёт в Инете. И формально не подкопаешься. Человек может открыто излагать свои соображения – как преобразить страну и улучшить жизнь граждан. Партии - тем более. Они должны заниматься этим каждый день – не важно, победит ли она на выборах или пролетит со свистом. Один комментатор добавил: «Партии-старожилы парламента, чтобы добавить себе голосов, должны предложить радикальные перемены в сфере экономики, правопорядка и заставить судей не плясать под дудку силовиков».
А вот «мажорики» – отдельная песня. Какая-то их часть представляет какие-то партии. «Многие кандидаты – это партийная спискократия. Но есть другие. Это или анархисты, или политические агностики». Так обозначил самовыдвиженцев один из комментаторов в Фейсбуке.
У Центризбиркома нет извинительного падежа
Мой сосед по кабинету журналист (в четверг он получил удостоверение кандидата в депутаты мажилиса как самовыдвиженец) именно политический агностик. И считает, что «новые люди принесут в парламент новые идеи».
Спрашиваю: а сколько избирателей тебя знают и поддержат?
- Надеюсь, многие читали мои аналитические статьи в «Караване» по экономическим проблемам. Программа у меня есть. Популизмом не страдаю. Встречи с народом покажут, что и как надо корректировать в моих публикациях.
- Ты продал свою иномарку, чтобы внести избирательный взнос кандидата в депутаты – миллион 50 тысяч тенге. Если не пройдешь – эти деньги потеряны. Таков закон.
- Ну, кто не рискует... Центризбирком огласил правила игры. Он не обязан извиняться перед теми, кто проиграл.
Справка «Каравана»
По закону «О выборах» взнос может быть возвращен претенденту, если его избрали. Или он набрал более 5 % голосов. Или умер. В противном случае все эти деньги уходят в госказну. Это относится и к партиям, не набравшим 5 % голосов, и к проигравшим самовыдвиженцам.
- Коллега, ты готов к встрече с избирателями лицом к лицу?
- Как журналист – да. Как кандидат (пауза)… Уже начал готовиться.
- Если пройдешь в мажилис, к какой партии примкнешь? Или начнешь свою вести политику?
- Все вероятные «союзники» будут временными…
Деньги и голоса
В соцсетях уже начали прикидывать, кто, скорее всего, пролетит. По информации Минфина, на выборы потребуется 20,5 млрд тенге. Самовыдвиженцев изначально были чуть ли не тысячи. Но как-то быстро самоотказались. И денег им на взнос не хватило, и не поняли, где электорат набрать, чтобы окупить такую инвестицию. В том же Фейсбуке прочитал: «У некоторых мажилисменов зарплаты доходят до полутора миллионов тенге. За одну сессию эти затраты окупятся. И еще у них два бонуса – здоровенный соцпакет и депутатская неприкосновенность»…
В субботу еще до обеда председатель ЦИК Нурлан Абдиров объявил, что регистрация партийных списков завершена. То есть после 18.00 кандидатам в депутаты надо не за праздничный дастархан садиться, а начинать агитационную кампанию.
Ну и в качестве почти тоста – несколько цитат из субботнего Фейсбука.
«Формально все кандидаты – «за народ», а фактически только 20-30 десятков постоянно стреляют в правительство конкретными запросами. «Почему бывшие мажилисмены, которые ни разу не высказались за ту сессию по самым острым вопросам, опять включены в партийные списки? Как они в него попали»? Ответ там же пришел стремительно: «Как-как? Между экзистенциализмом, пофигизмом и популизмом». Наконец: «Если некоторым чиновникам и мажилисменам не купят слушательный аппарат, то наше государство так и не станет слышащим». И ёрническая подпись: «Махатма Ганди»…
Мудрый был правитель.