Что примечательно, эту акцию возглавляет премьер-министр Абий Ахмед. Его белозубая улыбка стала символом всего проекта “Зеленое наследие”. А фотографии, где глава правительства роется в грязи, обошли все СМИ мира.
Зачем Эфиопии устраивать субботники и высаживать деревья? Ведь мы же знаем, что это бедная страна, где много нищих и голодающих. Только на посадочный материал бюджет потратил несколько сотен миллионов долларов. И, в основном, импортировал его из соседних государств.
Последние 30 лет здесь регулярно случается засуха. Бедствие поражает один регион, на следующий год – другой, затем – третий. Примерно раз в 12 лет бьет по всей территории страны.
Миллионы людей страдают от голода. Это заставляет Аддис-Абебу постоянно просить о помощи ООН и богатые страны.
На таком фоне количество населения очень быстро растет. В 2000 году в Эфиопии проживало 66 миллионов человек, в этом – уже в два раза больше, 110 миллионов. Основная часть проживает в селе – значит, надо отдавать всё больше земли под пашни и пастбища. И вырубать леса, потому что бороться с наступающими песками долго и дорого.
Безлесая земля не может хранить влагу и быстро, через 2–3 года, высыхает. Что приводит к неурожаям и заставляет крестьян опять браться за бензопилу.
Всё, круг замкнулся. В результате сегодня леса занимают только 15 процентов территории страны. Полвека назад было почти 50 процентов. Правда, тогда и людей здесь жило меньше – в районе 20 миллионов человек. Почти как сегодня в Казахстане.
Такой набор проблем характерен для всех стран Африки. Континент вроде развивается – стабильно по 6 процентов в год, но рост населения и нехватка земли съедают все успехи. Что-то надо ограничивать. Иначе всё превратится в пустыню.
С этим может справиться только комплексный план развития, считают эксперты Европейского союза. И первым шагом должен стать переход к щадящей экологию экономике.
В 2014 году начался начальный этап проекта “Сделай Африку зеленой”. На его реализацию ЕС выделил 11,5 миллиона долларов. Участниками стали Буркина-Фасо, Уганда, Маврикий, Кения, ЮАР и Гана.
Деньги получили три тысячи малых и средних предприятий: фермы, гостиницы, переработчики мусора, сельхозсырья, производители воды, туристические компании. Плюс государственные органы и НПО, которые занимались внедрением инноваций, стандартов по энергоэффективности, маркировке товаров и отслеживали, насколько эффективно используется вода.
В феврале 2019 года первый этап закончился. Результаты оказались обнадеживающими. Самый большой успех достигнут в туризме. Гостиницы и туркомпании смогли внедрить “зеленые” технологии и увеличить свои продажи. А туристы с пониманием отнеслись к их инициативам.
Так, отель “Manisa” в Маврикии перешел на солнечные энергосистему и водонагреватели во всех комнатах. Он практикует сбор дождевой воды для садоводства.
После аудита отель отказался от пластиковых бутылок и перешел к стеклянной посуде. И вложился в систему фильтрации воды. Текстильная фабрика “Ciel Textile” отказалась от упаковки ткани в пластик, чтобы уменьшить количество отходов. Оба предприятия стали образцовыми для распространения их опыта на других предприятиях, которые получают гранты по проекту.
Экономисты увидели еще один итог: реформы в стиле “зеленой” экономики подстегивают к изменениям внутри страны. В том же туризме рост числа отелей заставил правительства заняться созданием странового бренда для повышения имиджа всего государства и привлечения новых путешественников со всего мира. Опыт фермеров показал, что им надо укрупняться и создавать условия для получения большего кредитования. Мелкие хозяйства нежизнеспособны, так как не могут давать товарную продукцию. Значит – нужна кооперация и аграрные банки. А это уже требует изменений законодательства и бюджетного планирования.
Увидев, что проект приносит свои плоды, Эфиопия в феврале 2019 года решила присоединиться к плану “Сделаем Африку зеленой”. И начала с самой насущной проблемы – обезлесения земли. Для нее это шанс. С быстрорастущим населением трудно оставаться чисто аграрной страной – завтра это выльется в очередной голод и конфликты…
Так повелось, что большая часть реформ и проектов в Казахстане происходят сверху – от правительства и акиматов. Поэтому население воспринимает расходы государства как само собой разумеющееся, надо так надо.
Изменений, которые двигаются благодаря энергии снизу, от нужд экономики, происходит очень мало. Чиновники такое движение не видят или предпочитают не видеть. Обеспечение продовольственной безопасности в Казахстане откладывается
Да, координировать работу сотен мелких и средних хозяйств труднее, чем пары крупных заводов. Но если они работают, значит, кому-то нужны. К сожалению, пока так, даже несмотря на то, что МСБ не сильно эффективен и производителен. Что мешает дать им шанс завтра вырасти? Именно малый и средний бизнес сейчас может решать не только экономические задачи, но и социальные.
Дать работу людям, доставить товар от производителя к покупателю, создать сеть кооперативов – крупный бизнес, так любимый казахстанскими чиновниками, на такие дела даже не взглянет.
Но великие свершения начинаются с малых дел.
С другой стороны, практически все планы развития в Казахстане не комплексные, а упрощенные индикативные, основанные на достижении понятных индикаторов. Хотя опыт подсказывает – в этом мире всё связано. Самый простой пример: есть программа обеспечения продовольственной безопасности. Из нее вытекает, что надо накачивать село техникой. И сразу возникает куча вопросов: Какая нужна техника?
С каких доходов будут платить за нее крестьяне? Кто будет финансировать? Как ее обслуживать? Получили урожай – кто будет его покупать? Снова – на какие деньги? Где хранить? Кому продавать? Куда перевозить?
А это всё уже касается работы банков, складов, элеваторов, откупщиков, логистов, переработчиков. Эти стороны в планах не отражены.