Считается, что Абу Наср аль-ФАРАБИ стоял у истоков расстановки векторов развития наук и формирования научной картины мира. Тем и прославил и обессмертил свое имя на всем земном шаре.
Некоторые казахстанские ученые обращают внимание на еще одну грань гениальности аль-ФАРАБИ. И на Востоке и на Западе изучению его наследия посвящали и посвящают себя представители разных поколений, порой противоположных мировоззрений, взглядов и научных интересов. Так в том-то и ценность для человечества в таких универсальных учителях, поистине интеграторов культуры, как Аль-ФАРАБИ! Дело в том, что итоги этих непрекращающихся на всей Земле наработок расширяют связи внутри философского содружества международного сообщества ученых.
А обсуждать из великого наследия есть много чего. Например Аль-Фараби рассуждает, какое правительство и религия необходимы для достижения исламских устремлений к всеобщему признанию. Задаваясь вопросом, возможно ли существование более чем одной добродетельной религии средневековый ученый предполагает, что «решение не в том, чтобы объявлять все религии равными». Мягко говоря совсем к другому призывают политики с высоких трибун на всей Земле !
Американский ученый Александр ОРВИН считает, что связи и напряженность между этническими и религиозными объединениями, которые исследовал в свое время Аль_ФАРАБИ, сохраняются и сегодня в продолжающихся политических и культурных спорах среди разных национальностей в исламе. Предлагая признавать и приспосабливаться к разным воззрениям, а не игнорировать или подавлять их, аль-ФАРАБИ предвосхитил современную концепцию «исламской цивилизации». Которая подчеркивает культуру как минимум в той же степени, что и религия.
То есть, как считает американский ученый, великий философ выступал за новое человеческое объединение которое было бы менее жестким и более креативным, чем привычное мусульманское общество и поэтому менее склонным к насильственному объединению в одну цельную структуру разнообразных этнических и религиозных групп.
Он делает вывод, что предложенное аль-ФАРАБИ разумного сочетания культурного плюрализма, религиозной гибкости и политической осмотрительности может служить в качестве ориентиров для сокращения межобщинных раздоров в регионе, который продолжает испытывать эти проблемы и сегодня.
Несмотря на десятки веков, интерес к духовному наследию Аль-ФАРАБИ с годами только растет. Современные исследования дают возможность под новым углом увидеть и применить залаженные в трудах Аль-ФАРАБИ важные предпосылки и неоспоримые основания к анализу сегоднящних реалий.
Хорошо что специфика празднования Дня рождения величайшего философа сама по себе не требует каких-то пышных зрелищных мероприятий. В акимате Алматинской области сейчас серьезно обдумывается вопрос о том, чтобы провести этот праздник целиком и полностью в онлайн-режиме, вообще без каких-либо собраний. Это будет не слишком просто, но ведь система электронного голосования, не раз здесь опробованная, прекрасно себя показала. И не слишком трудно...