«Величайшие умы казахской степи»: что писали иностранные СМИ о вкладе Абая и аль-Фараби в развитие современного Казахстана

О значимости этих событий высказывался лично Президент Касым-Жомарт Токаев, он провел совещание с руководством Администрации Президента по приоритетным направлениям работы в 2020 году, где были затронуты организационные вопросы, связанные с проведением 175-летия Абая и 1150-летия аль-Фараби. По итогам совещания Касым-Жомарт Токаев дал ряд конкретных поручений по усилению работы в сфере повышения эффективности государственного управления и по решению актуальных социальных вопросов.

Кроме того, подготовку к проведению мероприятий уже начали и акиматы городов Казахстана. К примеру, еще в конце прошлого года под председательством заместителя акима Алматы Ержана Бабакумарова состоялось совещание по подготовке и проведению данных празднований. Подготовлены проекты планов общегородских мероприятий в рамках празднования этих юбилейных дат, таких как международные конференции, выставки, круглые столы. В ходе совещания были внесены предложения и дополнения по каждому из планов.

Примечательно, что значимость вклада этих двух великих людей неоднократно отмечали не только казахстанские издания и различные отечественные эксперты, но и зарубежные. Причем в иностранных СМИ информации об этих людях было весьма немало.

В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz выяснила, что писали в зарубежной прессе о неоспоримом вкладе Абая Кунанбаева и Абу Насра аль-Фараби в развитие культуры, искусства и науки.

Как известный ученый аль-Фараби сближает Индию и Казахстан – Economic Times

Как сообщает зарубежное издание, страны намерены серьезно закрепить культурные и политические взаимоотношения благодаря празднованию 1150-летия известного мыслителя Востока Абу Насра аль-Фараби. 17 февраля по случаю 1150-летия аль-Фараби в Университете Джавахарлала Неру состоялся круглый стол в Дели при поддержке посольства Казахстана в Индии.

Посол Казахстана в Индии Ерлан Алимбаев в своем приветственном слове подчеркнул, что юбилей аль-Фараби включен в календарь памятных дат и событий ЮНЕСКО на 2020 год, и его празднование в Дели придаст мощный импульс изучению и пониманию трудов известного ученого.

В круглом столе приняла участие делегация Казахского национального университета имени аль-Фараби с презентацией о жизни и творчестве выдающегося философа и мыслителя. Академики и руководители индийских научных центров и институтов, выступавшие на этом мероприятии, также отметили значение наследия аль-Фараби и подчеркнули важность подобных мероприятий для сближения культур двух стран.

Это событие стало началом празднования 1150-летия аль-Фараби в Индии. К слову, несколько лет назад под руководством Казахского национального университета имени аль-Фараби, в Дели был открыт Дом аль-Фараби, где размещены примеры многочисленных научных трудов известного ученого.

Вклад аль-Фараби в развитие языковой структуры – The News International

Как пишет новостное агентство, на этой неделе в Исламабаде прошла конференция, организованная Центром глобальных и стратегических исследований (CGSS) в сотрудничестве с Центром региональных исследований (Россия, Китай и Центральная Азия) и Пешаварским университетом (UOP). Круглый стол прошел на тему «Аль-Фараби: второй учитель».

Мероприятие началось со вступительного слова профессора Шабира Ахмада Хана, директора Регионального исследовательского центра Пешаварского университета, который заявил, что аль-Фараби внес новое видение в изучение философии и толковал реалии мира с совершенно другой, инакомыслящей точки зрения для того времени. Он высоко оценил вклад ученого в развитие языковой структуры, которая имеет огромное значение для всех учащихся.

Генерал-майор Сайед Халид Амир Джаффери, президент CGSS, также обратился к участникам и заявил, что наиболее важной работой аль-Фараби является его описание построения идеального государства, раскрывающее различную логику сотрудничества и солидарности человеческих обществ. Он подчеркнул, что аль-Фараби является одним из выдающихся классических философов восточной мысли и его идеи имеют исключительные и оригинальные измерения политической философии.

В конференции также принял участие посол Республики Казахстан в Пакистане Акан Рахметуллин, который стал главным гостем мероприятия. Он заявил, что аль-Фараби был одним из первых исламских философов, представивших логический анализ и суждения касательно ислама. Аль-Фараби, известный как «второй учитель», посвятил свою жизнь преподаванию и письму по всем основным предметам, представляющим интерес для человека, включая естественный порядок, политическое лидерство, пророчество, моральные добродетели, метафизику, гражданский порядок и т. д.

Также г-н посол отметил, что учение аль-Фараби служит в качестве пути к человеческому процветанию, достижению высшего уровня совершенства и счастья, как в земном, так и в высшем счастье. Он искал единство и порядок во вселенной, которые являются двумя чрезвычайно важными компонентами для поддержания мира, который мы наблюдаем в современную эпоху. Работа аль-Фараби остается актуальной и сегодня, и его учение о достижении счастья и стремлении к мирному порядку - это то, что необходимо понять и использовать для создания лучшего общества.

Кроме высокопоставленных политиков, в мероприятии приняли участие деканы, преподаватели и высшее руководство Пешаварского университета, которые тоже высказали свои мысли и размышления на тему трудов известного ученого Востока.

Абай Кунанбаев – отражение культуры Казахстана – CGTN News

Авторы издания уточняют, что у каждой страны есть свое «культурное лицо» - человек, отражающий своими трудами всю необъятную исключительность региона. К примеру, для Китая - это Конфуций, для Великобритании - Шекспир, для Индии – Тагор, а для Казахстана таким «лицом» является Абай Кунанбаев. Возможно, будучи одним из величайших поэтов страны, Абай был также философом, музыкантом и интеллектуалом, который популяризировал науку и образование.

Несмотря на то что он родился в богатой казахской семье, поэт всегда сочувствовал людям, которые жили в стесненных условиях, в обществе, борющемся с мусульманскими, русскими и традиционными казахскими нормами, которые диктовали людям правила жизни и поведения.

Его стихи охватывали широкий спектр тем, таких как любовь, счастье и надежда, изображали естественную красоту казахской степи и отражали изменения в образе жизни казахстанцев в неспокойное время. Благодаря своей поэзии Абай помог сохранить древний казахский фольклор и основал казахскую письменную литературу. До этого литература страны в основном передавалась устно из-за ее кочевых традиций.

Сам Абай, получивший образование как из восточных, так и из западных источников, также занимался просветительской деятельностью в своей родной стране, переводя для соотечественников европейские произведения литературы. Еще более широкие перспективы раскрывали его идеи гуманизма. Он верил в человеческое достоинство и раскрытие индивидуального потенциала посредством образования и возражал против социальной несправедливости и использования насилия для урегулирования разногласий между народами.

На сегодняшний день труды великого мыслителя переводятся на множество языков, а памятники ему установлены в самых разных городах мира, таких как Пекин, Москва, Нью-Дели, Тегеран, Берлин, Каир, Стамбул, Киев, Будапешт и так далее.

Степной просветитель: Абай и основа казахской поэзии – Asymptote Journal

Как сказано в материале, авторов издания очень привлек казахстанский город Семей, но речь идет отнюдь не о знаменитом советском Семипалатинском полигоне или политической ссылке Достоевского. Дело в том, что в 19-м веке здесь проживал один из виднейших казахских культурных и просветительных деятелей – Абай Кунанбаев или, как его называют на родине, просто Абай.

Он был юристом, государственным деятелем, просветителем и поэтом, который вырос из восточной степи и стал главным интеллектуалом своего времени. Великий ученый, обычно называемый просто Абай, безусловно, самый узнаваемый и известный казахский поэт. Чтобы правильно понять масштаб этой личности, для казахов его можно сравнить с Пушкиным, Байроном, Тагором и Джоном Дьюи.

В юные годы, проведенные в Восточном Казахстане, входившем в состав Российской империи, Абай был политиком и демократом. После многих лет активного участия в работе местных органов власти он разочаровался в политических действиях и присущих им пределах. В результате он обратился к литературе, чтобы справиться с экстремальными изменениями, происходящими в обществе.

До Абая из-за кочевого образа жизни казахская литература состояла в основном из эпосов и песен степной жизни, передающихся из уст в уста. Во всех своих работах он пытался найти единение между традиционным кочевым и прогрессивным оседлым образом жизни для своих соплеменников. Некоторые эксперты отмечают, что ему удалось разработать совершенно новое течение казахской литературы.

Казахский просветитель был настоящим интеллектуалом. Он говорил примерно на восьми языках, включая персидский, и обожал как персидских поэтов, так и русских мастеров золотого века. Их влияние ощущается на протяжении всего его творчества. Иными словами, он пишет о естественных базовых желаниях, слитых с высшей духовностью и идеалами, к которым мы все стремимся. Гуманизм, материализм, духовность, приключения, природа, любовь и красота природы – основные темы для великого писателя того времени.

Несмотря на понимание Абая со стороны его тогдашних соплеменников, в современном Казахстане идеи великого мыслителя получили поистине масштабную реализацию, и сейчас эта страна как никогда близка к воплощению мечты великого философа и поэта.