Ведомые талантом Куляш

Впервые этот конкурс состоялся в 1975 году. И в 2019-м был возрожден после перерыва длиною в 14 лет. Теперь в нем приняли участие более сотни молодых людей со всех регионов страны в возрасте от 16 до 32 лет, включая студентов средних и высших музыкальных учебных заведений и профессиональных оперных исполнителей.

– Возрождение такого уникального явления в музыкальной образовательной среде нашей страны стало возможным благодаря Фонду Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, – рассказывает заслуженный деятель РК, директор АМК им. П. Чайковского Биржан ХАСАНГАЛИЕВ. – Отбор участников занял почти четыре месяца. Члены жюри, мощнейший состав, на 90 процентов сами лауреаты всевозможных конкурсов. Среди них народные артисты РК Гафиз Есимов и Базаргали Жаманбаев, заслуженный деятель РК Гульзат Даурбаева – председатель жюри, заслуженный деятель РК, лауреат премии Фонда Первого Президента Азамат Желтыргузов

– Сложность программы была высокой. В 1-м туре участники должны были представить свою интерпретацию казахской народной песни из репертуара Куляш Байсеитовой и произведение Петра Ильича Чайковского, поскольку организатор конкурса – колледж, названный его именем. Во 2-м туре звучали арии из опер, в которых участвовала сама Куляш. На самом деле, работа очень сложная, потому что в каждом туре было по 3–4 произведения.

В результате среди 40 победителей обладателем Гран-при в старшей группе стал солист ГАТОБ им. Абая Балуан БЕРКЕНОВ, а в младшей – студент Шымкентского музыкального колледжа Нурканат ТАПИЕВ.

Напутствуя молодые таланты, дирижер, хормейстер, музыкальный педагог, профессор и член жюри конкурса Базаргали ЖАМАНБАЕВ сказал: “В моем доме всегда присутствует аура самой несравненной Куляш Байсеитовой. У меня есть ее портреты, костюмы, головные уборы, дневники, написанные на латинице… Я каждый раз удивляюсь, какая она была великая женщина, какая у нее потрясающая улыбка. И задаюсь вопросом, который адресую также своим студентам: “В чем же ее феномен? Она умерла в 1957 году. Тогда я только приехал в Алматы учиться. Но с тех пор у меня в душе звучит ее голос. Его ни с чем не сравнишь, ни с кем не перепутаешь.

Помимо таланта и потрясающей работоспособности, конечно, у нее был абсолютный слух.

Как сказал еще в 50-х годах директор и главный режиссер Оперного театра им. Абая Курманбек ЖАНДАРБЕКОВ: “Когда на спектаклях пела Куляш, мужчины сидели молча, а женщины плакали! Настолько проникновенно она исполняла свои партии. Особенно, если вы послушаете запись оперы “Кыз Жибек”, первый выход героини в ля миноре, тембральную окраску голоса Куляш и силу воздействия на слушателей просто невозможно ни с чем сравнить!

Поэтому молодому поколению я хочу пожелать: “Шагайте по жизни по дороге добра, с чистой интонацией, ведомые талантом Куляш!”.

АЛМАТЫ