Восхищаюсь людьми, которых Бог поцеловал в темечко, одарив талантами ученых, художников, поэтов, артистов, да и просто пробудив в них желание творить. Их жизнь насыщена творческим поиском, встречами, огромным трудом. Оттого они никогда не утрачивают смысла своего бытия, покоряя всё новые и новые духовные вершины, идя за своей счастливой звездой.
На предпремьерном показе новой работы Казахского ТЮЗа в Алматы “Пегий пес, бегущий краем моря” собрались именно такие люди: прежде чем вынести спектакль по одноименной повести Чингиза Айтматова на суд широкого зрителя, автор постановки, художественный руководитель театра Талгат Теменов собрал тех, чьим мнением очень дорожит. Маститые драматурги, актеры, театральные критики, культурологи, как и молодые зрители, которых было в зале большинство, смотрели новую работу ТЮЗа на одном дыхании, восхищаясь игрой совсем юных актеров, талантливой работой художников, музыкой и в целом очень смелым замыслом режиссера – по общему признанию, “ставить Айтматова” на сцене – задача сложнейшая. Тем более что есть примеры постановок повести и в театре, и в кино. Думаю, многие сумеют посмотреть спектакль, а потому не буду пересказывать его в подробностях.
Ведь, кроме мастерской и вдохновенной работы тюзовцев, в тот вечер меня поразило в еще большей степени то действо, что развернулось после спектакля. Дружно наградив артистов аплодисментами, зал не стал расходиться – началось не менее жаркое и такое же вдохновенное обсуждение увиденного. Собственно говоря, на наших глазах зарождалось некое уникальное театральное сообщество, театральный клуб Талгата Теменова, в котором приветствуются любовь к лицедейству, живая мысль, философский взгляд на искусство и жизнь. В этом разговоре мог принять участие каждый – и уважаемый аксакал, и студент театрального вуза, и обычный зритель.
Народный артист СССР Асанали Ашимов, высоко оценив усилия труппы и режиссера и сделав ряд профессионально точных замечаний, призвал их ярче выразить философскую “платформу” повести Айтматова, который, говоря о трагедии маленького народа – нивхов, затрагивает и проблемы всех живущих на земле. Известный театральный критик профессор Аширбек Сыгай разобрал работу театра “по косточкам”, отметив длинноты, погрешности звука, некоторую излишнюю надрывность в игре актеров. Но таков материал, оставленный нам великим Айтматовым, что профессиональный разговор вновь вышел на философскую волну. Ведь любой народ, если даже нет у него причин беспокоиться о простом физическом выживании, должен думать о сбережении для будущих поколений своего национального кода – культуры, мировоззрения, традиций, языка. Именно эту тему вывел на авансцену постановщик спектакля Талгат Теменов. Оттого в тонувших в реве разбушевавшегося моря голосах старика Органа, его сына Эмрайина и юного Кириска слышались до боли знакомые и родные интонации степных ветров. Оттого так понятна жертвенность старших, ушедших на зов Рыбы-женщины, – ради жизни самого молодого, который уже побратался с морем, переняв у старших священный код своего затерянного во льдах народа.
Каким увидит молодежь спектакль? Ведь пароль к нашему коду и прост, и сложен – в любви, в умении комфортно обустроить свой кусочек земного шара и сохранить его, воспринимая красоту прекрасного мира, созданного тобой.
И драматург Дулат Исабеков, и журналист Сейдахмет Куттыкадам, и режиссер Игорь Вовнянко, и депутат Мажилиса Уалихан Калижанов – все подхватили посыл автора постановки, благословив ее на долгую и счастливую жизнь. Спасибо Талгату Теменову и его единомышленникам за бесценный урок наполненный великим смыслом жизни.