Щупленький кустик с крошечными листочками усыпан мелкими красно-оранжевыми цветами, один в один напоминающими плод граната. Сейчас они не больше двух сантиметров, но, как уверяют в ботаническом саду, именно из таких крошек и вырастают настоящие, привычные нашему глазу плоды. Их ждут здесь в конце июля.
Десять лет назад черенок граната достался Петропавловскому ботаническому саду в результате межботанического обмена растениями. Приехал на север из солнечного Азербайджана. Вот тут-то и началась история сенсации.
Во-первых, он укоренился и выжил. Более того, зацвел, живя в своем тесном пластиковом “домишке”. Наука, видя такие чудеса, руками разводит. Северный Эдем: весна в саду и в душе круглый год
– Целые научно-исследовательские институты работают над осеверением граната, но пока безуспешно. Российские ученые последние 10 лет вели разработки на эту тему и создали сорт, саженцы которого недавно были высажены в Сочинском дендрарии. Но выживут ли они, еще неизвестно, – рассказывает кандидат сельскохозяйственных наук, профессор СКГУ им. М. Козыбаева, академик Российской экологической академии, заслуженный агроном РК, главный агроном Петропавловского ботанического сада Равиль РЯЗАПОВ.
Чем объяснить жизнеспособность граната в Петропавловском ботаническом саду? На этот вопрос ученый только улыбается и говорит, что со студентами все эти десять лет очень любили это деревце и верили в него. Мол, вот и весь секрет, никаких научных разработок, одна животворящая любовь.
Версия вполне состоятельная, если учесть, что гранатовое дерево у себя на родине считается символом вечной любви и преданности.
– В Азербайджане о гранате слагают песни и поют их на свадьбах, в Турции молодожены, создавая семью, по традиции высаживают гранатовые деревца в надежде на долгую и счастливую семейную жизнь.
А еще сегодня, в холодные майские деньки, в Ботаническом саду расцвел целый букет разных удивительных цветов.
– Это филодендрон, аналог известной монстеры. Такого обильного цветения я не видел у этого растения с 1963 года. Плоды созреют через полтора года.
Впервые зацвел и клеродендрон госпожи Томсон. Отросток этого редчайшего в мире растения прибыл в Петропавловск из ботанического сада в Бонне. И здесь вновь не обходится без любовной истории.
– Госпожа Томсон – первая хозяйка Боннского сада. Этот цветок ей в конце XVIII века подарил влюбленный ботаник, так за ним и закрепилось ее имя. Мы удивляемся – материнское растение погибло, мы укоренили оставшиеся от него черенки, а они тут же начали цвести!
Прихотливый и капризный спатифилум, тот самый, что именуют “женское счастье”, в эти дни тоже буйствует в саду невиданным пышным цветением.
Такие вот чудеса творит любовь в Петропавловском ботаническом саду.
ПЕТРОПАВЛОВСК