На экспозиции “Мастерство и вдохновение” в областном краеведческом музее имени Потанина свои произведения презентовали Естай ДАУБАЕВ и Айжан АБДУБАИТОВА.
Зергер – это ювелир, мастер высокого уровня. Айжан Абдубаитова возродила в Казахстане старинную технику вышивания золотой канителью, называемую зерлеу. Она представила 19 экспонатов – элитную парадную одежду. Экспозиция недавно побывала в Санкт-Петербурге. Зерлеу – не просто творчество золотошвейки, это особая философия. Айжан говорит, что вышивание канителью имеет древние корни. Казахи так расписывали праздничную одежду, головные уборы, предметы домашнего обихода элиты. В советское время вышивание золотом признали пережитком прошлого и байскими замашками. Художница рассказывает, что много лет назад, отложив в сторону основное занятие – ковроткачество и гобелены, начала познавать зерлеу. Пять лет ушло на изучение этой технологии. Перенимать навыки было не у кого, пришлось стать самоучкой:
– Я посчитала своим долгом посвятить себя этому искусству и возродить его.
Первым заказом для Айжан и ее учениц в 1994 году стала копия камзола ханши Фатимы – любимой супруги хана Жангира. С этой красавицей танцевал царь Николай I на своей коронации. Еще художница, например, восстановила из кусков старинное покрывало на надгробии тюркского поэта и мыслителя Ходжи Ахмеда Ясави, что находится сегодня в его мавзолее в Туркестане.
Ханский посох работы ювелира Естая Даубаева можно рассматривать часами – сотни камней, бесчисленное множество ажурных узоров в технике филиграни, сочетание различных видов металла, кожи и дерева. Важно учесть исторические традиции, символику. На создание такого произведения могут уйти годы. Гордость своей коллекции, свадебный головной убор невесты – саукеле, выполненный с помощью золота, меха, ткани и других материалов, Естай Даубаев мастерил пять лет! На создание седла ушло два года – это работа с деревом, металлом и кожей. На саукеле из серебра ушло три месяца. Мастер поделился секретом: серебряная шапка невесты стоит примерно 10 тысяч долларов.
Несмотря на более чем 20-летний стаж работы, на первую персональную выставку Даубаев решился лишь в прошлом году. Говорит, что не спешил и хотел достичь такого уровня, чтобы быть оцененным специалистами. Теперь вот привез около двух сотен своих работ в Павлодар.
В 1993-м он начал работать художником-реставратором по металлу в Центральном музее Алматы. Главным направлением определил национальные изделия – украшения, оружие, утварь, символы власти. Создавал мужские вещи – кинжалы, мечи, посохи, пояса, нагрудные знаки. Позже стал делать и женские. Чаще в наборе к браслету прилагает кольца и серьги. Работает в команде с братом, детьми и другими родственниками. Любопытно, что зергером он стал благодаря бабушке. Она изготавливала войлочные изделия, внук помогал ей:
– В детстве аже поручала мне вырезать орнаменты. Я не хотел это делать, потому что все мои друзья играли, а мне приходилось рисовать и резать. Но все это впиталось в меня.
Отец мастера – музыкант и кюйши, наизусть знавший все песни великого акына, композитора, уроженца Павлодарской области Естая, мечтал, чтобы и сын стал музыкантом. Поэтому назвал мальчика в честь певца степей.
– Но бабушкино творчество перевесило, – смеется ювелир.
Павлодар