Не так давно в СМИ появилась информация, что казахстанским чиновникам могут запретить покупать импортную мебель, одежду и даже постельное белье. Проект соответствующего постановления сейчас находится на публичном обсуждении на сайте НПА.
В пояснительной записке к проекту постановления правительства "Об установлении изъятия из национального режима" отмечается, что разработчиком является министерство индустрии и инфраструктурного развития.
Обсуждение продлится до 13 августа.
Кроме того, госслужащим также запретили закупать импортные автомобили.
Цель проектов - защита внутреннего рынка, развитие национальной экономики, поддержка отечественных товаропроизводителей.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественными экспертами и задал им следующие вопросы:
1. Находится ли отечественная продукция на должном уровне, чтобы удовлетворить все запросы госслужащих?
2. Насколько реален сценарий того, что чиновники откажутся от импортной продукции?
3. Удастся ли реализовать этот проект, учитывая, что ранее подобные инициативы не увенчались успехом?
Данияр АШИМБАЕВ, политолог
1. Нужно понимать, что имеет место и казахстанское производство, в каких-то пунктах не самое некачественное. Также существует такая вещь, как совместное производство. Примером совместной работы может служить наш так называемый автопром или фармпромышленность. По законодательству машины, созданные компанией «АзияАвто», считаются казахстанскими.
Есть бытовой подход и юридический, по которому можно обосновать, что любая такая вещь имеет казахстанское производство. Например, Казахстан экспортирует миллионы сотовых телефонов, при этом не производя ни одного. Такие юридические тонкости могут создать определенный люкс.
При желании казахстанские производители могут работать неплохо. С другой стороны, надо понимать, что немалое количество предприятий было разрушено в 90-е, 2000-е годы, и потенциал был развален. Но есть мнение, что часть предприятий, которые погибли, не имели особой перспективы развития. Однако при хорошем деловом подходе наши заводы и фабрики могут выдавать неплохую продукцию. Вопрос в том, чтобы создать необходимые условия при преферентах на госзакупках, но не в ущерб качеству.
Учитывая объем импорта и наличие всей ресурсной базы для производства многих товаров в Казахстане, необходимо начать тщательно контролировать госзакупки и заниматься коммерческим распространением продукции Мы завозим огромное количество продукции, которую могли бы делать у себя, а аргументы, что у нас очень маленький объем рынка, по сути фуфло. Возьмите, к примеру, Чехию или Японию с их отечественной продукцией.
Кроме того, в рамках ЕАЭС мы импортируем товары России, Армении или Белоруссии, при этом имея такую же возможность для поставки своих товаров на их рынок. Главное - подходить ко всему без фанатизма и под предельным контролем, чтобы под этой идеей не проходил «левый» импорт.
2. Долгосрочные контракты по госзакупкам, стабильный рынок сбыта, и если потребитель будет настаивать на качестве, а не платить откаты за поставку чего угодно, лишь бы поставить, - для отечественного производства это достаточно неплохое решение.
3. Импорт - понятие растяжимое. И надо понимать, что не самая брендовая вещь обойдется качественнее, чем какой-либо отечественный товар. Если говорить именно об автопроме, то раньше при распределении служебного транспорта продукция отечественного автопрома давалась чиновникам в наказание.
С другой стороны, мы видим постоянные скандалы, как наш аппарат заказывает себе ремонт кабинетов, автомобили, сувенирные изделия, и все эти затраты совершенно неоправданны. Если связать это с необходимостью развивать отечественное производство, то флаг им в руки.
Потому что наш аппарат, мягко говоря, не бедствует. И если заставить их покупать казахстанскую продукцию, то это только повысит уровень наших предприятий. Экономический смысл в этих мерах есть. Если планы будет перестроены на долгосрочное сотрудничество и закупки будут делать строго у отечественных производителей, то это будет плюс для всех, а качество пусть выколачивают необходимое потребителю.
Денис КРИВОШЕЕВ, общественный деятель
1. Если мы говорим о том, что у отечественных чиновников и вообще у отечественного истеблишмента мало патриотизма, и он не вырабатывается у них по наличию гражданственности, то нужно это делать насильственным путем. Не понимают по-хорошему, нужно по-плохому.
Любовь к иностранному была всегда, но при этом были ограничения, которые не позволяли тратить бюджетные деньги на обеспечение импортеров, а все-таки уходили на поддержку отечественного производства. Считаю, что это один из самых верных, хотя и запоздалых шагов, которые могло бы сделать правительство. Уже 25 лет мы тратим огромные деньги - и квазигосударственный сектор, и госпредприятия - на то, чтобы закупать какие-то определенные продукты за пределами страны, при этом некоторую часть из этих продуктов несложно произвести и у нас.
Решение правительства - это как раз удар по формированию естественного потока заказов и сигнал, что внутренние инвесторы могут финансировать в те проекты, где им четко дадут понять, на что они тратят, и при этом мы получим рабочие места, навыки и прочее.
2. Я уверен в том, что уже сейчас по некоторым направлениям у нас достаточное предложение, которое может удовлетворить даже самый изысканный спрос. Я знаю о производстве отечественной мебели, сувенирной продукции и множестве вещей, где есть потенциал и объем, которые оправдывают их коммерческое производство.
Мы же не собираемся делать то, чего мы не можем коммерчески реализовывать или в тех объемах, которые нужны для эффективного производства, или этих объемов нет внутри страны, и нужно искать экспортные позиции. Нет, конечно. Правительство предлагает чиновникам очень понятные вещи. А хотелки у всех разные, но главной задачей в современной политической системе становится не то, на чьем производстве сидит попа чиновника, а то, насколько эффективно эта попа оправдывает свое просиживание.
Конечно, мы не можем позволить себе собственный бренд, потому что это процесс очень длительный и очень дорогой, но понимать, что этот бренд произведен на нашей территории, нашими людьми и материалами, – этого уже достаточно.
3. Понятно, вопрос стоит о классе автомобиля. "Одноклассники" - представительские машины, произведенные в Германии, и те, что произведены здесь, - конечно, существенно дешевле. Отмечу, что министр индустрии и развития спокойно ездит на машине, собранной в Казахстане.
Могу сказать, что она вполне должна устраивать чиновника. Если он хочет ездить на машине представительского класса, то может купить ее за собственный счет, если у него официально есть такие деньги, и ездить по делам государства на своей машине.
Государственные деньги должны идти в государство, говоря о большинстве чиновников. Для государства важно развитие человеческого капитала. Именно об этом оно заботится, когда делает такие вещи.