Одна из таких мер - активное оповещение граждан об эпидемиологической ситуации в стране. Чиновники практически ежедневно проводят различные брифинги с целью оповещения населения и даже выходят в прямые эфиры не только по телевидению, но и в соцсетях, дабы ответить на насущные вопросы, которые больше всего интересуют население.
Некоторые даже записывают специальные видеообращения. К примеру, вчера министр образования РК обратился к родителям казахстанских школьников, чтобы рассказать о необходимости дистанционного обучения, а также призвать всех попытаться смотреть на ситуацию под более позитивным углом.
Можно заметить, что ранее государство никогда так активно не коммуницировало с гражданами, как в условиях пандемии. Тут возникает ряд вопросов: сохранится ли такая тенденция диалога между госорганами и населением после пандемии или же после снятия режима ЧП все вновь вернется на круги своя? Ответы на них корреспонденту медиа-портала Caravan.kz дал отечественный политолог Аскар НУРША.
- Как бы вы оценили комплексную работу власти в условиях ЧП?
- Как действует власть - мы уже увидели в течение месяца. И в той или иной степени такие меры принимаются по всему миру. По крайней мере, мы видим, что по Центральной Азии власти старались действовать на опережение - в тех вопросах, которые касались здравоохранения.
С другой стороны, я думаю, что население беспокоят другие вопросы. Что будет с рабочими местами? Что в целом будет с экономикой? И каким будет выглядеть Казахстан по завершении режима ЧП?
В течение последнего времени у людей превалировали инстинкты самосохранения. Многие согласились с тем, что надо носить маски, соблюдать режим социальной дистанции. Но сейчас через самоинстинкты, поскольку у людей заканчиваются средства, они будут задавать более настойчивые вопросы в адрес власти относительно благосостояния и справедливого распределения ресурсов.
Одной части населения меры представляются обоснованными на фоне того, что мы видим в мире. Однако есть ряд государств, которые пошли дальше Казахстана. К примеру, страны Европы или США, где объем средств, выделяемых населению, на порядок выше.
- Можно ли сказать, что коронавирус стал причиной налаживания диалога между государством и населением?
- Карантин заставил власти работать по-новому, то есть более оперативно, улучшил качество разъяснительной работы. Тем более что вопросы качества работы пресс-служб госорганов всегда были болезненными и острыми, а зачастую становились и поводом для насмешек.
Сейчас мы видим, что власти занялись улучшением коммуникации с населением, это стоит признать, но это касается работы отдельных министерств, которые оказались на передовой, - это министерство здравоохранения и министерство образования. Кроме того, мы видим активность Президента страны, но что касается работы других министерств, тут все еще остаются вопросы.
И самый главный вопрос: сохранится ли такой уровень и такая динамика общения с населением после коронавируса? Не вернется ли вся эта система на круги своя? Сейчас для государственной власти главная задача - зафиксировать этот опыт и масштабировать его на все правительство. Причем даже на местные исполнительные органы власти. Важно, чтобы госорганы работали так не только в период кризисной ситуации, но и в обычное время.
- Как вам кажется, сохранится ли такая тенденция после окончания пандемии, учитывая, что у нас в стране действует еще и модель "слышащего государства"?
- После карантина, думаю, определенные изменения к лучшему все-таки будут наблюдаться. Но здесь нужно понимать, что улучшение коммуникации не равняется решению самой проблемы, из-за которой ведется разговор с населением. Поэтому оттого, что с вами стали лучше общаться, ваша проблема не решится, а вызовет лишь временный эффект.
Задача сейчас - заняться системным улучшением работы госорганов. Кроме того, государство должно не только слышать население, но и соблюдать подотчетность. Вас должны услышать, отреагировать и сделать так, чтобы ситуация не повторилась в дальнейшем. Я думаю, что "слышащему государству" необходимо доработать подотчетность перед населением на разных уровнях. Акиматов - перед маслихатами, правительства - перед парламентом и т.д.
- Вы упомянули, что лучше всех сейчас себя демонстрируют министерства образования и здравоохранения, так как оказались на передовой. А какое из ведомств, по-вашему, недостаточно качественно работает в условиях ЧП? К примеру, в соцсетях можно встретить множество нападок на МВД или ДЧС.
- Кого-то конкретно в негативном ключе выделить не могу. Однако в работе ряда министерств функции пресс-службы и обязанности по реагированию на чрезвычайные ситуации фактически на себя взяло правительство и Президент. Это если говорить о ДЧС.
Если говорить про работу МВД, то нагрузка на них в условиях карантина чрезвычайно усилилась. Кроме того, МВД необходимо улучшать работу не только с населением, но и с собственными сотрудниками, как показала нынешняя ситуация. Так как они, как и все население, оказались не готовы к такой ситуации и не всегда проявляли себя должным образом. В целом карантин подтверждает, что ситуация вокруг меняется, а МВД не всегда поспевает за этими изменениями, несмотря на реформы.