"Ваш сын меня не ударит?": ребенок с аутизмом и его мама изменили систему образования в Павлодаре

Ребенок с аутизмом и его мама изменили систему образования в Павлодаре. Они воспользовались возможностью посещать обычную школу. И не пожалели.

Иду напролом

– Один из учителей долго не решался подойти к моему сыну и затем спросил, не ударит ли он его? Представляете, какие предрассудки в голове у людей? Теперь они прекрасно ладят, – смеется Галина АЛЕКСЕЕНКО.

Она – мама Степана, который ходит в 6-й класс павлодарской общеобразовательной школы № 43. Казалось бы, что необычного в этой истории? Только то, что мальчик – с аутизмом, а это государственное среднее учебное заведение впервые распахнуло двери для ребенка с подобным диагнозом. Галина мечтает дожить до времен, когда такие исключения станут нормой, а сейчас делится своим опытом с другими родителями.

– Сына стараюсь социализировать с маленького возраста. Он и раньше ходил в школу с коррекционными классами. Наряду с домашним обучением были доступны индивидуальные занятия 2 раза в неделю в стенах учебного заведения. Благодаря этому Степа усвоил, что есть место, где дают знания, и надо трудиться. Но в 5-м классе нас отправили заниматься дома, и это был ад кромешный. Пять дней в неделю педагоги являлись в квартиру в разное время. Сын воспринимал этих замечательных специалистов как гостей и не включался в процесс. Захотел – отправился на диван отдыхать. В общем, год насмарку. Да и я совсем перестала принадлежать себе, всё время ждала посетителей, – рассказывает собеседница.

По словам Галины, помощь пришла оттуда, откуда ждать ее она перестала. В министерстве образования и науки издали приказ, изменивший их жизнь.

Документ обязует школы принимать в штат педагога-ассистента, если появится ученик, нуждающийся в его услугах. Институт тьюторов – так называют этих помощников – в Казахстане не в новинку. Но были определенные сложности.

Оплачивать из своего кармана услугу большинству родителей особенных детей, понятное дело, не по карману. Существенную помощь оказывают некоммерческие организации, но есть и определенные ограничения. Так, фонд “Болашак” берет финансовую часть вопроса на себя, но только если речь идет об учениках младших классов.


В школе

– Он уже в 6-м классе. Я женщина активная и, конечно, сразу узнала о прогрессивном решении министерства образования. Заключение о возможности обучаться в общеобразовательной школе и о необходимости услуг педагога-ассистента выдает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Мы тоже его получили – одними из первых в Павлодаре. С таким документом родители учеников с особыми потребностями имеют право поступить в любую школу, руководство которой обязано принять в штат и педагога-ассистента. Этот специалист сопровождает ученика, находится с ним на уроках, помогает. Мы выбрали ближайшее к дому учебное заведение. Когда обратились, вызвали легкий шок у администрации. Действительно, к нашему приходу здесь готовы не были. Сейчас многие вопросы сняты. А я не устаю твердить – учитесь на нас, ведь следом придут другие, – говорит Галина Алексеенко.

Ее главный совет родителям особенных детей – знать свои права. В приеме в школу могут отказать, сославшись на то, что педагогов-ассистентов в штате нет. Но на самом деле не ученик должен идти за тьютором, а наоборот.

Уроки жизни

Что касается шестиклассника Степана, то его появление на занятиях стало уроком жизни, прежде всего, для окружающих. Правда, пандемия внесла коррективы, и в класс мальчик пришел не в сентябре, а в апреле – накануне Всемирного дня распространения информации об аутизме. До этого он, как и другие ровесники, обучался дистанционно. Помогал в этом тьютор, с которым трудовой договор заключила школа. Вообще учебное заведение подготовилось. С учителями, одноклассниками, их родителями провели разъяснительные беседы. Для педагогов организовали курсы. Так что присутствие на уроках ученика Степана Алексеенко и его тьютора Гульшат ИСКАНОВОЙ ажиотажа не вызывает.

Нашему изданию Гульшат Ерболовна рассказала, что вместе с подопечным они являются первопроходцами в Павлодаре. Ребята с аутизмом занимаются и в других школах, но они в младших классах.

– А мы в среднем звене, тут уже почти подростки, программа сложнее. Для самого Степана обстановка привычная, но ему сложно даются контакты. Однако ребята относятся с пониманием. И, наоборот, на физкультуре он ничем не выделяется среди детей, стоит в одной шеренге, выполняет упражнения. Есть нюансы поведения, но никто не заостряет на этом внимание. Если Степа быстро справился с заданием на уроке и всем видом демонстрирует, что устал, мы встаем и выходим. Можем сделать перерыв в кабинете поддержки инклюзии. Разные ситуации возникают, но всегда можно всё решить, и это очевидно. А ребенок приобретает бесценный опыт и знания, которые ему пригодятся в жизни, – говорит Гульшат Исканова.

К слову, любимы предметы у Степана, кроме физкультуры – английский язык и информатика. Мальчик многое почерпнул в Интернете, у него большой запас иностранных слов. Преуспел он в 3D-моделировании, чем покорил одноклассников и учительницу, которая поблажек не делает. По мнению педагогов, мама подростка многое сделала, чтобы он пришел в класс подготовленным и добивался успехов. Несмотря на трудности, она всегда старалась научить сына не бояться общества. Самую большую роль в этом сыграл спорт. С раннего детства занимались физкультурой. В последнее время подспорьем стало открытие в Павлодаре бесплатных секций под эгидой столичного ОФ “Мир равных возможностей”. Социальный проект удалось реализовать с помощью фонда “Samruk-Kazyna Trust”. Степан и другие дети занимаются таеквондо, футболом, плаванием, хореографией. Это дает навыки работы в команде. Сама Галина стала координатором этого социального проекта в регионе.


С мамой

– Наш опыт не только является положительным примером, но и обнажает наболевшие проблемы, которые предстоит решить. Родители особенных детей остаются за бортом жизни. До последнего времени и я была из тех, кто привязан к дому, ребенку. Не могла позволить себе найти работу, жили на пособие. В системе образования свои пробелы – многие учителя обычных школ не готовы к встрече с особенными детьми, не знают, как к ним подобрать ключи. Учебные программы требуют доработки. Думаю, что устранение недочетов – вопрос времени.

Об отдаленном будущем Галина Алексеенко говорит не так уверенно. По ее словам, пока приходится только мечтать о том, что Степан после школы обретет профессию и устроится на работу.

– Он готов, я готова приложить все усилия, и это уже много. Главное, чтобы государство в нас поверило.

ПАВЛОДАР