Вандалы опять разгромили могилу автора первого гимна Казахстана

От гимна до “душителей казахского народа”

В 1945 году у Казахстана появился первый гимн. История его написания началась в 1943 году. Молодой семипалатинский ученый и поэт Каюм МУХАМЕДХАНОВ гостил в Алма-Ате у Мухтара Ауэзова, когда последнего пригласили на заседание ЦК КП Казахстана, куда Мухтар Омарханович взял с собой и своего ученика. На том совещании было оглашено постановление Сталина о необходимости создать в каждой советской республике собственный гимн. Вскоре был объявлен конкурс на лучший поэтический текст, лучшими были признаны стихи Каюма. И с 1945 по 1992 год они были главной песней страны.

А в 1947 году Каюм Мухамедханов стал первым директором недавно открытого музея Абая. Спустя еще 4 года состоялась защита его кандидатской диссертации “Литературная школа Абая”. Однако на защите оппоненты заявили, что не может быть даже понятия “школа Абая”, поскольку есть лишь одна школа – марксизма-ленинизма, а посему тема диссертации включает в себя “антисоветские тенденции”. В прессе развернулась ожесточенная компания противников литературоведческой позиции Мухамедханова. Вскоре в “Казахстанской правде” появилась разгромная статья. Так началась травля ученого.

Обвинения в антисоветизме и национализме настигли Каюма Мухамедханова и как директора музея.

В архиве Семея хранится запись протокола заседания президиума Академии наук Казахской ССР от 28 августа 1951 года, в которой докладчик сообщает “о серьезных идеологических ошибках” в работе музея Абая.

“Буржуазно-националистическая антинаучная концепция “Школы Абая” оказалась в центре пропагандистской работы музея. Экспозиция некоторых разделов музея идеологически не выдержана. Некоторые экспонаты посвящены душителю казахского народа Кенесары Касымову, который преподносится как защитник казахского народа. В разделах “Родственники Абая”, “Семья Абая” идеализировались патриархально-родовые пережитки, цитировались выдержки из афоризмов Кунанбая – злейшего врага трудящихся казахов. В первых двух разделах были вывешены портреты и фотоснимки ханов, султанов, биев, аксакалов, мулл, волостных управителей, аульных старшин и царских колонизаторов, а в разделе “Литературная школа Абая” экспонировались портреты и произведения политически сомнительных личностей”, – говорится в протоколе того заседания.

Каюма Мухамедханова сняли с поста директора музея, а вскоре арестовали и отправили в алматинскую тюрьму. Спустя несколько месяцев приговором судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда КазССР он был осужден по печально знаменитой 58-й статье на 25 лет лишения свободы. И только в связи с отменой в СССР смертной казни, в честь Победы над фашистской Германией ему удалось избежать высшей меры наказания. Три года дробил и перетаскивал камни заключенный Мухамедханов. В декабре 1954 года приговор (как говорят, не без помощи Фадеева, которому писал Каюм Мухамедханович) был отменен, а узник – реабилитирован.  Как автора первого казахстанского гимна пытали и сослали в каменоломни

Выйдя на свободу, ученый продолжил текстологические и архивные изыскания. Но грандиозный масштаб его научных достижений был по достоинству оценен только после его смерти. Его не стало в 2004 году. А в 2010-м в Семее установили памятник Каюму Мухамедханову.

Посмертные репрессии

Однако светлая память о выдающемся человеке регулярно омрачается погромами на его могиле. Уже не первый раз в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий место захоронения на кладбище или памятник ученому в центре Семея подвергаются бесчинствам. Очередной акт вандализма произошел на днях – неизвестные разбили надгробную мраморную плиту.

– Подобное происходит не в первый раз. Раньше ограждение могилы было украшено орнаментом, но его практически разобрали. Теперь ограждение сделано из железа, и сломать его трудно. Но на этот раз разбита мраморная плита. Это определенно сделано намеренно, ведь невозможно, чтобы мрамор разломился сам по себе. Ветер не может нанести такие повреждения, да и соседние могилы не пострадали. Значит, кто-то специально разбил. Каюм для Семея – можно сказать, один из символов. Он последний из могикан, который передавал духовные ценности алашевцев из поколения в поколение. Очень тяжело видеть, что могила этого великого человека сейчас находится в таком плачевном состоянии, – заявил акын, композитор и искусствовед Кусмилия НУРКАСЫМ.

Решение проблемы взяли на себя местные власти.

– Могилу великого абаеведа намерено восстановить городское руководство. Акимат займется восстановлением могилы ученого в ближайшее время, – пояснили в информационном центре г. Семея РСК ВКО ТОО “Шығыс ақпарат”.

СЕМЕЙ