Валютный ликбез. Что будет с евро завтра?

Если в феврале 2014 года курс евро к доллару был 1,39, то в январе 2015 года – уже 1,16. Следует учитывать, что и сам доллар за этот период не был эталоном устойчивости. При этом четверть мировых золотовалютных резервов в мире аккумулирована именно в евро.

Для Казахстана евро также важен как валюта: Евросоюз для нас остается самым важным торговым партнером, опережая Таможенный союз и Китай. 10 процентов покупок валюты населением выражены в евро. Как валюта, которая обслуживает национальные экономики, он состоялся, но вот как резервная валюта – пока не очень. Более того, по своему потенциалу евро мог бы быть более сильным, чем, допустим, немецкая марка или французский франк. Но с момента своего появления его курс постоянно колеблется, что не добавляет ему доверия. Почему так происходит?

На это есть несколько причин. Евро – валюта сразу нескольких стран. Точнее – 19 стран Европы. Формально евро управляется Европейской системой центральных банков во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ). Но ценность денег определяется не только золотовалютными резервами, а и товарным наполнением? и доверием к национальной экономике. И вот с этим у евро сейчас проблемы.

Во-первых, чем сложнее система, тем хуже она работает. В этом отношении национальная валюта всегда будет смотреться лучше, чем наднациональная. Любые разногласия в европейском центробанке тут же отражаются на курсе евро. И пока вся еврозона не станет процветающей, конфликтов не избежать. Во-вторых, еврозона никак не может выйти из экономического кризиса. Слабые звенья – Греция, Ирландия и Португалия – ждут помощи от больших экономик – Германии и Франции. Вытаскивать три первые страны надо – на взаимопомощи европейцев строится ценность евро, но это стоит дорого. В-третьих, Европа остается зоной потенциального конфликта между НАТО и Россией. До настоящей войны, хочется верить, дело не дойдет, но противостояние чувствуется. По крайней мере – в экономике. Санкции США и Европы против России спровоцировали ответные санкции уже из Москвы. И первыми под их действие попали именно европейские производители, а если точнее – экономики Германии и стран Восточной Европы, традиционно широко торгующих с Россией.

В этой ситуации критичным для курса евро стало решение нацбанка Швейцарии освободить курс франка от евро. Решение очень важное, так как, находясь в центре Европы, Швейцария сохранила собственную валюту, которая традиционно была “тихой гаванью” – валютой, в которую можно перевести активы для их сбережения во время бури на всех остальных рынках. Это говорит о том, что кризис в мире будет пока продолжаться. А значит, в экономике ЕС и у евро – большие проблемы. А сам евро не является надежной валютой.

Алматы