Часть первая
Сразу после публикации статьи о трещинах в кронштейнах китайских вагонов, в нашу редакцию обратился начальник главного управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте, главный государственный санитарный врач на транспорте РК Кенжебек Шайсултанов. Он хотел довести до сведения читателей «Караван.kz» и руководителей государственных органов некоторые сведения по вагонам производства КНР.
Судя по всему, спор между санитарными врачами на транспорте и АО «Пассажирские перевозки» приобрел хронический характер. В настоящее время стороны не готовы сесть за стол переговоров и прийти к взаимоприемлемому компромиссу. По всей видимости, каждая собирается идти до конца, в силу чего на “поле брани” должен остаться лишь один победитель. Побежденный, как водится, будет посрамлен и повержен.
В частности, Кенжебек Шайсултанов более подробно остановился на вредных веществах, найденных в воздухе вагонов и дал нашей редакции подробное интервью.
Дышите глубже, пролетаем…
Как уверяет главный санврач страны по транспорту, в ходе судебного разбирательства в Астане, Алматы и Актобе представители АО «Пассажирские перевозки», АО «Лизинговая компания «Астана-Финанс» не оспаривали и признали факт наличия в воздухе пассажирских вагонов производства КНР вредных химических веществ, относящихся ко второму классу опасности.
Кроме того, суду представлено заключение ТОО «Научный аналитический центр», которое также свидетельствует о наличии в воздухе вагонов вредных химических веществ второго класса опасности, таких как фенол и формальдегид.
Эксперты полагают, что это выделения от отделочно-строительных и полимерных материалов, используемых при производстве вагонов. Врачи ссылаются на пункт 2.3 СанПиН № 7 от 01.03.97 «Санитарные правила по применению полимерных материалов в строительстве и производстве мебели», согласно которому «не должно быть выделений из полимерных материалов в воздух помещений химических веществ 1 и 2 класса опасности».
Считается, что химические вещества типа фенола и формальдегида обладают эффектом суммации, то есть при соединении оказывают совместное, удвоенное воздействие на организм человека.
Что касается вредности вышеперечисленных веществ, то согласно действующего ГОСТа 12.1.007-76* «Вредные вещества, классификация и общие требования безопасности» вредные химические вещества по степени воздействия на организм человека подразделяют на четыре класса опасности:
1-й - вещества чрезвычайно опасные;
2-й - вещества высокоопасные;
3-й - вещества умеренно опасные;
4-й - вещества малоопасные.
По данной шкале фенол и формальдегид относятся к «высокоопасным» веществам. Поэтому их выделения из полимерных материалов, примененных во внутренней отделке пассажирских вагонов, очень вредны. Надо учесть, что пассажирские вагоны являются местом длительного пребывания пассажиров разных возрастных групп с различным состоянием здоровья, включая детей, беременных женщин, кормящих матерей, престарелых и лиц перемещающихся к месту лечения. В связи со всем вышесказанным, г-н Шайсултанов уверен, что китайские вагоны опасны для здоровья людей.
Кроме того, согласно «Перечню веществ, продуктов, производственных процессов и бытовых факторов, канцерогенных для человека» № 1.02.005-94 от 22.08.1994 года, утвержденным главным государственным санитарным врачом РК, формальдегид внесен в список канцерогенных веществ с ограниченным доказательством.
Шайсултанов также уверен, что согласно научным материалам всех зарубежных стран и справочника ВОЗ, формальдегид также внесен в список канцерогенных веществ и обладает токсичностью, негативно воздействует на генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза и оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему.
Эксклюзивное интервью
Ожесточенный спор между санитарными врачами на транспорте и АО «Пассажирские перевозки» стал основным вестерном казахстанской действительности. Если весь мир сегодня с большим энтузиазмом идет на просмотр фильма Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» с Анжелиной Джоли, то казахстанцы со стороны наблюдают за не менее захватывающим сюжетом из обыденной жизни.
В этом конфликте перемешалось все: коммерческие интересы железнодорожников и компаний, близких к железнодорожникам, интересы государственных органов и министерств, амбиции должностных лиц и еще много чего другого. Железнодорожники размахивают флагами государственной необходимости обновить вагонный парк КТЖ. Санитарные врачи на транспорте в ответ упорно стоят на позиции, что завезенные китайские вагоны представляют опасность для здоровья казахстанцев.
Сегодня мы даем возможность выступить одной из сторон конфликта. Обо всех нюансах вокруг китайских вагонов нам рассказывает начальник главного управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте - главный государственный санитарный врач на транспорте РК Кенжебек Шайсултанов.
- Кенжебек Шайсултанович, судебные тяжбы сильно затянулись. С разной степенью эмоциональности они ведутся с 2006 года. Сегодня достаточно много информации имеется от вас, как противника эксплуатации китайских вагонов, так и от АО «Пассажирские перевозки» и АО «Лизинговой компании «Астана-Финанс», как эксплуатанта и поставщика. Столь долгое сопротивление со стороны санитарных врачей на транспорте заставляет многих задуматься над главным вопросом: безопасны ли для здоровья казахстанцев китайские вагоны?
- Конечно, опасны. Во всей этой истории не поддаются логике действия нашей судебной системы. К примеру, в 2007 году все процессы, которые проходили в Астане, были приостановлены из-за процесса в Алматы. В то же время в декабре прошлого года суды Алматы и Актобе одновременно назначают судебную экспертизу, а уже в нынешнем году процессы в этих городах процессы приостанавливаются и передаются в Астану с грубыми нарушениями требований Гражданско-процессуального Кодекса РК.
Пока шла вся эта катавасия, судебные тяжбы стали напоминать один большой нескончаемый сериал.
Мы хотели найти источник выделения химических веществ. После этого в споре между нами можно было поставить жирную точку. Но наши оппоненты уклонились от исполнения второго пункта судебной экспертизы, назначенной судами Алматы и Актобе.
С другой стороны, они также не стали выполнять требование судов о предоставлении образцов материалов для исследования. Хотя согласно части 10 статьи 66 Гражданско-процессуального Кодекса РК, «если сторона удерживает у себя истребуемое судом доказательство и не представляет его по запросу суда, предполагается, что содержащиеся в нем сведения направлены против интересов этой стороны и считаются ею признанными».
Мы призваны блюсти законность. Согласно действующему законодательству на должностные лица возложена обязанность контролировать исполнение нормативно-правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Так как все требования нами поставлены в рамках законодательства, мы обязаны настаивать на их исполнении и требовать принятия мер по устранению проблем с китайскими вагонами.
- Ваши оппоненты говорят о том, что вы неоднократно были на Таншаньском заводе и, после проведения некоторых замеров в процессе сборки вагонов, не имели к ним претензий. Насколько верна эта информация?
- В отношении моей командировки на завод в КНР, то действительно я там был всего один раз в июне 2006 года (не три раза, как пишут во всех жалобах). Ознакомился с производством и по своей инициативе произвел отбор проб полимерных материалов, которые использовались для внутренней отделки вагонов по заказу Таджикистана. Я как госслужащий Казахстана не имел право вмешиваться в дела завода, тем более касающихся заказа, который к нашей стране не имел прямого отношения.
Самое главное, что результаты исследований отобранных мною проб показал наличие вредных химических веществ в фанере ДСП и резине, о чем было дано соответствующее заключение.
Однако в последующем ни заказчика, ни поставщика вагонов этот сигнал не насторожил, с их стороны практически отсутствовал контроль за качеством выполняемых работ в ходе сборки вагонов.
- Давайте теперь поговорим о тендерах, проведенных по отбору поставщика вагонов. Здесь много вопросов и пробелов, прочих весьма сомнительных моментов. С другой стороны, любые завозимые в Казахстан товары и продукция должны отвечать требованиям нашей стороны. Какие проблемы возникли по этим пунктам?
- Согласен с вами, тендеры, ноябрьский 2006 года и февральский 2007 года были весьма сомнительными с точки зрения объективности и прозрачности. И в первом, и во втором тендере принимали участие стороны, аффилированные с их организатором. В таких условиях говорить о прозрачности и объективности, по меньшей мере, не приходится.
Поставщик «Лизинговая компания «Астана-Финанс» занимался подготовкой вагонов к завозу в Казахстан с начала 2006 года. За это время можно было решить все проблемы, получить все необходимые разрешения и, в конечном счете, не подвергать опасности здоровье казахстанцев.
Кроме этого, поставщиком и заводом-изготовителем не выполнены требования договора о государственном закупе, где согласно пункту 3 качество поставляемого товара (в данном случае вагоны производства КНР) должно соответствовать «Общим техническим требованиям на пассажирские вагоны, поставляемые в Республику Казахстан для колеи 1520мм», утвержденным АО «НК «Казахстан темір жолы» от 29 августа 2006 года.
В данных требованиях также имеется пункт 1.7, который гласит: «Вновь строящиеся вагоны должны соответствовать санитарным правилам пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в международном сообщении». Данный пункт был принят на ХХVIII заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 7 марта 2001 года. Фактически вышеуказанные требования поставщиком и заводом-изготовителем были проигнорированы.
- Кенжебек Шайсултанович, но ваши оппоненты ссылаются на необходимость модернизации вагонного парка КТЖ, возводя его обновление в ранг проблемы национальной безопасности.
- В отношении необходимости модернизации вагонного парка республики я с ними полностью согласен. Единственное условие состоит в том, что оно должно проводиться не такой большой ценой, а заложниками модернизации не должны стать граждане РК. Сегодня в стране ситуация такая, что в силу дефицита вагонов, люди вынуждены ездить на том, что уже завезено в страну. В частности, на тех же китайских вагонах.
Продолжение следует