Вагоны хорошие. Жалко – не наши!

После долгих споров вагоны все-таки побежали по рельсам. Вот уже несколько недель в них возят пассажиров. Никто пока на здоровье не жалуется, но, как говорится, осадок остался. И железнодорожники приняли нестандартное решение – пригласили журналистов прокатиться в этих самых вагонах. Корреспонденты газет, радиостанций и телеканалов получили в свое пользование несколько купе в поезде Алматы – Актобе и возможность расспрашивать пассажиров и проводников.

Итак, как это было…

Пахнет – не пахнет?

Подопытные журналисты заняли купе, быстро поделили полки – кому верхняя, кому – нижняя, разложили багаж. После чего поделились первыми впечатлениями – все сошлись на том, что некий специфический запах в вагоне все-таки присутствует.

Это наблюдение немедленно донесли до представителей “Казахстан темир жолы”, сопровождавших группу журналистов. Сотрудница пресс-службы компании Алма Саулебаева обратила внимание журналистов на то, что специфический запах обшивки бывает и в новых автомобилях дорогих марок. Вагоны не так давно вышли с завода, и “аромат” пластика еще не выветрился. А что касается его влияния на здоровье, так в поездку специально взяли медиков из железнодорожной больницы, которые должны проследить за состоянием здоровья добровольцев из числа пассажиров и журналистов.

Сразу после посадки два медика, сопровождаемые телевизионными операторами, отправились на поиски желающих участвовать в эксперименте. Найдя волонтера, врачи проверяли его пульс, тонометром измеряли давление, озабоченно глядя на шкалу прибора, следили за температурой – и так на протяжении всей поездки.

Все попавшие в контрольную группу пассажиры чувствовали себя хорошо, вагоны им в целом нравились. Журналисты, склонные во всем искать подвох, уверяли друг друга: не иначе как все обследованные пассажиры были “подсадными”.

Твоя вагон не понимай

За разъяснениями обратились к независимому эксперту – кандидату технических наук профессору Казахской академии транспорта и коммуникаций Руслану Иваницкому. “Казахстан темир жолы” пригласила его в поездку, дабы профессор дал непредвзятую оценку вагонам.

– Техника всегда пахнет чем-нибудь “неестественным”, – сказал нам эксперт. – Скажем, запах московского метро – это запах креозота – довольно неприятного вещества, которым обрабатывают шпалы. Но москвичи привыкли к нему и не беспокоятся за свое здоровье. А в этом вагоне из пластика сделана вся внутренняя обшивка, так почему в купе не должно пахнуть пластиком? Никого же не беспокоит, что сильный запах исходит, например, от новой кожаной куртки? Тем более что запах из вагонов уже выветривается.

В ангажированности Руслана Иваницкого заподозрить было никак нельзя. Медовые хвалы вагонам профессор разбавлял щедрыми ложками дегтя.

– Из-за этой шумихи вокруг запаха забалтываются действительно важные и острые проблемы, – продолжил он. – Например, как будут ремонтироваться эти вагоны? Насколько я знаю, до сих пор не разработана технология ремонта нового подвижного состава в депо. Техдокументация переведена на язык, который только китайские переводчики полагают русским. А ведь руководствуясь этими инструкциями, в депо должны обслуживать вагоны. В которых затем повезут людей…

По словам Руслана Иваницкого, у этой проблемы есть много решений: можно доверить перевод и разработку документации опытным специалистам, можно открыть сервисный центр завода-производителя в Казахстане...

– Самый лучший вариант – если бы эти вагоны стали собирать у нас в стране, – считает Руслан Иваницкий. – Мы уже вполне готовы к тому, чтобы основать у себя эту отрасль машиностроения. Прекрасные вагоны. Но – не наши!

Доехали – и не заметили

Ближе к концу путешествия журналисты все увереннее переспрашивали друг друга: “А вагоны-то, в принципе, неплохие. Комфортные…”. Былой скепсис улетучивался с каждым километром. Да и проводники были очень вежливы, подробно описывали конструкцию вагонов, показывали пульты управления (санузлы, например, управляются с двух огромных, как на атомной электростанции, табло, усеянных лампочками и тумблерами), подсобные помещения и заверяли, что ни они сами, ни их коллеги ничем не заболели после нескольких недель работы в новых составах.

Часы до прибытия в Актобе журналисты коротали за нардами и шашками, выданными проводниками, некоторые умудрились добыть и DVD-проигрыватели. Как выяснилось, в этом поезде можно брать и книги из библиотеки!

Могу добавить, что лично мне путешествие на поезде никогда особого удовольствия не доставляло. Ну не находил я ничего романтичного в перестуке колес, локомотивных свистках и проносящихся мимо окна просторах. Но когда поезд начал сбавлять скорость и пассажиры нашего вагона потянулись в тамбур, я даже удивился: вояж окончился раньше, чем я успел сполна вкусить всех прелестей путешествия. Видимо, вагоны на самом деле неплохи…

Филипп ПРОКУДИН, Алматы – Актобе