Вагончик тронется – мука останется

Поручения Премьера исполняют быстро и бодро. Не хватает зерновозов? “Все будет сделано! Прям к вечеру!”

“К вечеру” и сделали: решили, как в семидесятые годы, возить зерно в крытых вагонах. И взяли это дело “на контроль правительства”. Железнодорожники, раз уж дело на контроле, тоже взяли “под козырек” – и стали исправно исполнять указание.

Но ладно бы, стояли бы эти вагоны невостребованные где-нибудь в тупиках, так нет же, их просто теперь не дают другим грузоотправителям. Не “едет” никуда сейчас ни масло, ни крупы, ни металлоизделия, и все худо-бедно налаженные экспортные связи затрещали по швам.

Самое интересное, что не “едет” – в нарушение всех международных контрактов – и мука. По муке приказ отдельный был? Не было. А значит, и вагоны – по остаточному принципу.

Еще недавно Казахстан вышел в мировые лидеры по экспорту муки, не на шутку встревожив заокеанских конкурентов как качеством, так и количеством. Все прицелы, правда, сбил прошлый неурожайный год. Но сейчас-то, когда, казалось бы, можно восстановить позиции на мировом рынке, у себя же в стране искусственно рубим одну из главных экспортных позиций!

Как это ни удивительно, и впрямь не понимают многие остроты момента. Не понимают, почему они должны останавливать мельницы, так как некуда складывать муку.

Не понимают руководители предприятий, как можно перевозить в крытых вагонах зерно, если можно грузить в них то же зерно, но уже в переработанном виде, то есть муку, которой, кстати, в вагон помещается на 25 процентов больше в пересчете на зерно.

– Проблема с подачей крытых вагонов на наши предприятия не то что остра, она катастрофична, – говорит глава Союза мукомолов Казахстана Евгений ГАНН. – Если в октябре недопоставки вагонов были на уровне 30 процентов, то мы ожидаем, что в ноябре мукомолам будет выделено процентов 30 от их заявок. Тем самым мы искусственно уменьшаем экспорт зерна в целом, поскольку мука – это все то же зерно. Да еще останавливаем мукомольные предприятия, которые после полугодичного простоя только начали работать.

Никто не отрицает, что большой урожай создал большие проблемы. И по хранению, и по размещению, и по транспортировке. Но надо понимать, что мукой выгоднее вывозить, чем зерном. И в деньгах, и в объемах.

Кроме того, есть международные контракты. Люди под муку по предоплате, как правило, деньги получили. И на кого сейчас казахстанские мукомолы будут похожи? На крайне непорядочных партнеров.

Чего стоит фраза, когда один из руководителей мукомольного предприятия сказал с облегчением: “Слава Богу, что я не выиграл тендер на поставку гуманитарной муки для ООН, я бы его не выполнил, мне бы вагоны не дали!”.

В Минсельхозе позиция тоже странная: “Многие ведь эти вопросы решают сами!”. Верно, решают, кто как может. Но в переводе на официальный язык это называется коррупционной составляющей деятельности госорганов. Невольно задумаешься, кому выгоден дефицит и почему никто особенно не заботится о пополнении отечественного вагонного парка?

Кстати, Узбекистан с удовольствием покупает у нас сейчас именно зерно, мелет его и... отправляет далее на экспорт. В те ниши на рынке, которые Казахстан добровольно освободил…

За октябрь под погрузку зерна отдали более полутора тысяч крытых вагонов. О чем бодро отчитались правительству. Но тут очень удивились руководители предприятий, у которых вагоны “выдернули” из-под погрузки: а мы как?

А им в ответ: “Не понимаете остроты момента! Вы что, не знаете, что перевозка зерна на контроле? А за ваши грузы с нас спрос маленький. И имейте в виду, что в ноябре вообще ничего на экспорт в крытых вагонах возить не будем”.

Астана