В жертву Победе

Теперь я понимаю, почему моя бабушка не рассказывала о гибели деда на войне. Его убили под Ржевом – там, где, по сводкам Совинформбюро, почти весь 1942-й тянулись “бои местного значения”. Попробуй объясни, что такое “бои местного значения” и где там место героизму… Бабушка вряд ли бывала на могилке убитого на войне мужа – политрука роты 830-го стрелкового полка 238-й стрелковой дивизии Анатолия Анисимовича Устинова. Во всяком случае, никогда об этом не заикалась. Может быть, потому что нет возле Ржева такой могилы. Есть больше сорока братских захоронений, в которых имена погребенных значатся, скорее, условно – по найденным медальонам. И есть поля, на которых местные колхозники еще лет сорок после войны вытаскивали плугами из земли кости и черепа солдат.

Восточноказахстанская стрелковая дивизия отличилась героизмом в боях за Москву
и почти вся полегла под Ржевом

К слову, данные о потерях Красной армии в тех сражениях до сих пор разнятся. По одним оценкам, погибло около 1 миллиона 100 тысяч, по другим – около 1 миллиона 300 тысяч…

Только в последние годы в печати появились архивные документы и мемуары, открывающие правду о ржевской мясорубке. Она страшная: бездарные приказы командования, неподготовленные, непродуманные наступательные операции, отношение к солдатам как к пушечному мясу, нехватка оружия и боеприпасов, худой провиант… Ясно, что история не знает сослагательного наклонения, но насколько ближе могла быть Победа, если бы гвардейцев, заслуживших это звание своим героизмом под Москвой, дуром не положили под Ржевом? Какой счастливой могла быть семья моей бабушки, если бы дед остался жив…

Если бы. Но в двадцать с небольшим бабушка стала вдовой с двумя детьми. Как и десятки тысяч женщин Восточного Казахстана.

По архивным документам и воспоминаниям я попробовала проследить путь 238-й стрелковой дивизии. Путь, которым прошел дед Анатолий, никогда не увидевший своих внуков.

Не повезло с корреспондентом

Июль – август 1941 года – на территориях Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей (в те годы еще не объединенных) комплектуют крупное воинское подразделение. Берут в первую очередь крепких парней, молодых мужчин, коммунистов. Август – сентябрь – спешное переобучение гражданских в военных. Октябрь – прибытие подразделения на передовую под Москвой (почти одновременно с Панфиловской дивизией). Задача панфиловцев – прикрыть подступы к столице с северо-запада, со стороны Волоколамска, задача 238-й СД (стрелковой дивизии) – защитить с юга, со стороны Калуги и Тулы.

Немцы под Москвой сосредоточили три армии и три танковые группы. Шесть дней восточноказахстанцы сдерживают страшные атаки бронированных дивизий. Я представляю, как дед-политрук поднимает роту в атаку: “Отступать некуда!”, “За Родину!”. А какими еще словами можно вести бойцов на танки и пулеметы? Дивизия стоит насмерть, блицкриг в районе Серпухова сорван, немцы вынуждены пересмотреть планы, развернуть свои части.

Первым командиром 238-й СД был Геннадий Коротков

Ноябрь – 238-я СД собой закрывает участок возле города Алексин. Задача – остановить танковые группы, которые движутся навстречу друг другу с севера и с юга. Не дать им сомкнуться клещами вокруг Тулы. Солдаты с винтовками и гранатами бросаются под танки. По воспоминаниям командира дивизии полковника Короткова, только в одном из боев из 74 гитлеровских машин на поле подбитыми остаются 40. Танковая армия Гудериана врезается в непробиваемую стену из казахстанских частей. Декабрь – 238-я СД контрударом освобождает Алексин и вынуждает немцев оставить Калугу. Об ожесточенности боев можно судить по воспоминаниям ротного командира Дмитрия Колнобруцкого: в течение пяти дней село Мызга пять раз переходило из рук в руки. Только в январе 1942 года 830-й и 837-й стрелковые полки окончательно отбрасывают врага от Калуги. За шесть дней самых ожесточенных боев, с 27 ноября по 2 декабря, дивизия потеряла убитыми 537 человек, ранеными – 770. Потери немцев – свыше 4 000 человек.

– В мае 1942 года за героизм, мужество и высокое боевое мастерство личного состава 238-ю стрелковую дивизию наградили орденом Красного Знамени и званием гвардейской, – значится в очерке военного историка, полковника Бориса НЕВЗОРОВА. – Ей только не повезло встретить военного корреспондента, который рассказал бы о замечательном подвиге коротковцев. Такого, как корреспондент “Красной звезды” А. Кривицкий, описавший подвиг 28 героев-панфиловцев.

Ржевская мясорубка

Лето 1942 года: дивизия на краткой передышке в Арзамасе. Ее переформировывают, вливают пополнение, в том числе из Казахстана. С осени подразделение – на Калининском фронте в районе Ржева. Для гитлеровцев Ржевско-Вяземский, или, как еще называли, Ржевско-Сычевский, выступ с узлом железных и автомобильных дорог, – рубеж номер один, его рассматривают как плацдарм для броска на Москву и Калинин (Тверь). За лето немцами построены тройные линии укреплений из колючей проволоки, противотанковых рвов, лесных завалов, дзотов. В каждом дзоте по 3–4 амбразуры, ручной и станковый пулеметы, миномет, 6–10 автоматчиков. Перед линией – 300–400 метров простреливаемого минного поля.

Попытки наступления Красной армии на Западном и Калининском фронтах в июле – августе 1942-го провалены. Танки и артиллерия тонут в болотистой местности. Без их поддержки фашисты перекрестным огнем косят идущую в атаку пехоту. Но приказ наступать действует. Командиры бросают все новые части. Их кладут с воздуха юнкерсы, с земли – минометный и пулеметный огонь. “Как скошенная трава”, – рисует жуткий образ усеянного трупами поля офицер 30-й гвардейской дивизии Василий Волков.

238-й СД – вручение знамени, 1941 г.

Октябрь – перед дивизией поставлена задача в составе 22-й армии зайти в тыл Ржевско-Сычевской немецкой группировки, окружить и уничтожить. К началу операции под названием “Марс” в советских войсках на Калининском и Западном фронтах создано значительное превосходство в численном составе и технике. 25 ноября – начало операции. Успеху мощной артподготовки мешает сильный снег. Из-за плохой видимости линии огня противника не подавлены. На каждой высотке гитлеровцев – сотни пулеметов и минометов. В донесении 238-й СД от 25 ноября значится: “В 10.00 началась атака – неудачно. В результате дня 830-й стрелковый полк овладел селом Федоровское, а 837-й и 843-й стрелковые полки залегли на исходном положении”. В донесении за следующий день указано: “После артналета пошли в атаку. 837-й и 843-й полки неудачно, 830-й полк овладел селом Белоусово и вышел к северо-западной окраине Большое Соино”.

…Политруком одной из рот геройского 830-го полка был мой дед. О чем он думал в те часы? Что кричал, поднимая за собой солдат?

27–29 ноября гитлеровская авиация безнаказанно бомбит скопление боевых и тыловых частей у переправы через речку Вазуза, направленных вперед в самонадеянной уверенности командования в успехе прорыва. Гибнет целиком кавалерийский полк – люди, кони. Уничтожен 6-й танковый корпус, который прорывается через переправу к железной дороге Ржев – Сычевка, но остается без поддержки пехоты. Наступление парализовано. Декабрь – новые попытки выбить врага. Опорные пункты по нескольку раз переходят из рук в руки. К 12 декабря гибнут заново сформированный 6-й танковый корпус и свежий 5-й танковый.

– Потери пехоты не поддаются подсчету, – значится на сайте военно-исторического поискового клуба Тверской области. – На прибывшее пополнение не успевают составить списки, выдать смертные медальоны – прямо с марша части идут в бой.

18 декабря – соединениям Калининского фронта приказано укрепить оборону захваченного плацдарма, стрелковым полкам – освободить Малое Кропотово. 18 декабря 1942 года – день гибели моего деда, политрука Анатолия Анисимовича Устинова. Он убит пулей. Или осколком снаряда. Или очередью юнкерса…

…Бой за малый населенный пункт длился восемь дней! В январе обескровленная 238-я СД передала свой участок фронта свежей 155-й дивизии и 130-километровым маршем направилась в район города Великие Луки. Здесь она формировалась заново.

Такие листки убытия с именами павших бойцов – бесценные архивные документы

Знать и помнить

За время Ржевской операции восточноказахстанская дивизия потеряла до 95 процентов личного состава. Всего в братских могилах в районе Ржева, по данным местного военкомата, покоится прах воинов более ста сорока (!) стрелковых дивизий, пятидесяти отдельных стрелковых бригад, пятидесяти танковых бригад. В книге Ильи Эренбурга “Годы, люди, жизнь” есть строчки: “Ржева я не забуду… Не было, кажется, другого столь печального наступления. Неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок”.

P. S. Признаюсь, этот материал дался мне нелегко. Прочитана масса документов, воспоминаний, исторических публикаций. По официальной версии, основное значение Ржевского сражения в том, что оказались скованы крупные соединения гитлеровцев, которые могли быть переброшены к Сталинграду для вывода из окружения армии Паулюса. Стоила ли эта цель такого кровопролития?! Пусть об этом судят историки и военные аналитики. Для меня важным было понять, какую цену заплатила моя малая родина за Победу. Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы делать выводы.

Усть-Каменогорск