В заложниках у стихии

Надейся на лучшее, но готовься к худшему

– Повышение сейсмической активности – реальность сегодняшнего дня. 12 мая мир содрогнулся от разрушительного землетрясения в Китае. На прошлой неделе, 8 июня, новый удар стихии – шестибалльное землетрясение в Греции… Алматы тоже находится в зоне повышенного риска. Можем ли мы надеяться на быструю помощь?

– Изучение опыта ликвидации последствий землетрясения в провинции Сычуань показывает – реакция китайских властей была замедленной. Медицинские подразделения, спасатели, силовые структуры прибыли в разрушенный город на третьи-четвертые сутки. Чем больше мы узнаем о том, что произошло в Китае, тем больше понимаем: Алматы может постигнуть такая же участь.

Кто будет спасать алматинцев? Ранее у нас действовало постановление правительства, которое определяло ввод сил и средств в разрушенный город из других областей. Первым эшелоном должны были прибыть машины, самолеты, поезда с медицинскими работниками. Вторым эшелоном – специальная техника для разбора завалов. Далее – спасатели, рабочие. Но в 2007 году это постановление было отменено, так как оно устарело. Нового постановления до сих пор нет! А это значит, что город будет ждать помощь неизвестно сколько времени.

Мы постоянно делаем расчеты – сколько городу нужно спецтехники, палаток… Так вот, при разрушительном землетрясении в Алматы необходимо развернуть 278 пунктов для пострадавшего населения. Оснастить их возможно только при помощи других регионов и центра республики. До сих пор не определены места размещения пострадавшего населения в загородной зоне.

300 тысяч погибших, 600 тысяч пострадавших - реальная угроза!

– Какие районы Алматы считаются наиболее сейсмоопасными?

– При землетрясении больше всех пострадают участки, где проходят тектонические разломы – грунты, которые не имеют каменистой связки. Практически все широкие дороги южной столицы строились на разломах. Они имеются вдоль проспектов Аль-Фараби, Абая, Райымбека, Рыскулова. Опасны все предгорные районы, которые сейчас активно застраиваются. Разрушению подвержены и одноэтажные саманные дома, которых много на окраинах южной столицы, ветхий жилой фонд. Еще один опасный фактор – наличие грунтовых вод. Это очень серьезная проблема для нижней части города.

– Сейчас немало делается прогнозов, что может произойти с Алматы в случае сильного землетрясения. Каково на этот счет ваше мнение как специалиста-практика?

– Треть (!) жилого фонда Алматы – это старые, несейсмостойкие здания. Вероятность их разрушения, к сожалению, весьма высока. А что касается человеческих жертв, по старым, советским методикам при землетрясении силой 9–10 баллов могут погибнуть более 300 тысяч человек. Более 500–600 тысяч получат травмы. Но количество разрушенных домов и число погибших и раненых могут быть гораздо больше. Все зависит от характера волны землетрясения – вертикальная, горизонтальная и т.д.

Кого успеют спасти?

– А кто будет спасать алматинцев, ведь профессиональных спасателей на полуторамиллионный город – всего полторы тысячи?

– Да, цифра абсолютно точная. Это территориальные подразделения МЧС, служба 051, служба пожаротушения. Плюс у нас есть подразделения территориальной обороны – это более двух с половиной тысяч человек в каждом районе города, всего более 15 тысяч человек. Еще в советское время были сформированы полки гражданской обороны, по тысяче человек в каждом. Один такой полк находится в Узунагаше, другой – в Караганде. Они ориентированы на Алматы. Мы можем мобилизовать еще две тысячи человек. Это личный состав, который состоит на спец-

учете в военкомате. Под Алматы расположены воинские части, их тоже предполагается использовать в случае стихийных бедствий и землетрясений. С ними у нас есть четкий план взаимодействия на случай стихийных бедствий, землетрясений.

Но всех этих сил для полуторамиллионного города недостаточно!

– Спасатели – тоже люди, многие живут не в сейсмостойких домах, могут погибнуть или пострадать, а их семьи оказаться под завалами…

– Нельзя надеяться только на силы и средства, которые находятся в эпицентре землетрясения. В любой момент может сработать человеческий фактор, и будет трудно заставить спасателей заниматься чужими людьми, когда их родственникам, знакомым, друзьям требуется помощь…

Но так как постановление правительства отменено, будет проблематично заставить службы экстренного реагирования из других регионов без соответствующего распоряжения сверху отправиться в Алматы для оказания помощи.

Кому достанется неприкосновенный запас?

– Есть ли в Алматы неприкосновенный запас продовольствия, воды, теплой одежды, палаток на случай стихийного бедствия?

– В Алматы и во всех областных центрах имеется государственный материальный резерв “Комета”, где хранится трехмесячный запас продуктов питания и одежды.

– На какое количество людей он рассчитан?

– Это закрытая цифра. В первую очередь этот запас рассчитан на тех, кто должен безостановочно работать на объектах жизнеобеспечения – хлебопекарнях, заводах, а также на детей. Это было запланировано еще в советское время по линии гражданской обороны.

Судьба южной столицы в руках чиновников

– Я видела очень полезную брошюру, в которой специалисты дают конкретные советы, как себя вести при землетрясении. Почему такие брошюры выпускаются лишь для ограниченного круга людей?

– Департамент печатает брошюры в том объеме, в каком позволяют финансы. Их мы раздаем руководителям предприятий, которые раз в год проходят недельный курс обучения в учебном центре городского департамента по ЧС. Мы готовы предоставить любой материал о землетрясении тому, кто возьмется печатать для населения брошюры.

– В начале нашего разговора вы упомянули разработанную департаментом по ЧС программу. Она реально поможет спасти город?

– В программе охвачен целый комплекс вопросов, даются конкретные указания, что и кому нужно сделать, начиная от краткосрочного прогнозирования землетрясения, сейсмоусиления зданий и заканчивая определением мест сбора населения, выводом последнего человека из города. Но даже при большом желании без материальной поддержки ничего не сделаешь! Надеюсь, новое руководство города примет наше предложение, в противном случае мы бессильны спасти город!

Взрыв 20 автозаправок превратит город в газовую камеру

– Многие специалисты говорят о том, что в случае разрушительного землетрясения выжившее население города может пострадать от так называемых вторичных факторов – пожаров, оползней, отравления ядовитыми веществами…

– Ситуация после землетрясения может быть неуправляемой. Нас беспокоят автозаправочные станции – их в городе более 230 штук. Более 20 построено в зоне тектонических разломов. По нашим расчетным показателям, если они взорвутся, жителям города нечем будет дышать.

Еще одна проблема – хранение на складах 12 городских предприятий ядовитых веществ. Мы требуем, чтобы такие предприятия имели свои подразделения спасателей и могли своими силами локализовать ту или иную аварию. Чаще руководство предприятий заключает договоры с другими предприятиями на предмет оказания помощи, а у тех спасатели числятся только на бумаге.

Что касается ликвидации возможных пожаров, то своими силами алматинским пожарным не справиться. Для полного комплектования службы пожаротушения необходимо закупить пожарные рукава, 150 основных и 247 специальных автомобилей, в том числе автолестницы с рабочей высотой 30 и более метров.

В предгорных районах могут произойти обвалы, оползни, сель, наводнения. Город не располагает достаточной техникой для ликвидации всех этих последствий.

Учеба с риском для жизни

Школа №10 в центре Алматы разваливается на глазах. Во время занятий по зданию пошла глубокая трещина, отрезав целое крыло. Специалисты рекомендуют держаться подальше от опасного корпуса. Между тем департамент образования запланировал сейсмоусиление этой школы на… 2010 год.

Огромная трещина в здании школы 1965 года постройки образовалась еще в январе, во время занятий, когда более 400 учеников сидели за партами. В другой части здания по стенам тоже пошли трещины. Никакого землетрясения в этот день не было!

– При осмотре здания выяснилось: трещина пошла вертикально по периметру здания с первого по третий (!) этаж в месте прохождения сейсмического шва, – говорит начальник отдела экстренного реагирования департамента ЧС по г. Алматы полковник Мурат Жуматаев. – Мы запретили проход учащихся и учителей в этот корпус до тех пор, пока здание не будет обследовано специалистами. Прибывшие сотрудники департамента образования начали с нами пререкаться, мол, ничего страшного в этой трещине нет. Но мы считаем, что здание опасно для эксплуатации!

Третью учебную четверть крыло пустовало. А последнюю, четвертую четверть учителя проводили занятия, так как в этом крыле находятся оснащенные оборудованием кабинеты химии, НВП, труда, информатики, малый спортивный зал.

Прошло полгода, а обследование школы до сих пор не проведено.

– Когда я обратилась в городской департамент образования, мне ответили следующее: чтобы Казахский институт сейсмостойкого строительства провел обследование школы, нужно платить, а в департаменте денег нет, – говорит директор школы №10 Алма Ишанова. – Я несколько раз писала письма в городской акимат, чтобы на нашу школу обратили внимание. Но нас не слышат.

В отделе технического надзора департамента образования нам сообщили, что сейсмоусиление 10-й школы запланировано аж на 2010 год! Пока же сейсмоусиляются другие школы, причем в список попали достаточно новые здания. По какому принципу производился отбор школ – остается только догадываться.

Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото)