Новый закон обяжет операторов не допускать распространения рекламы при ретрансляции иностранных каналов, планируется разграничить понятие «реклама».
Об этом сообщает Интерфакс-Казахстан со ссылкой на председателя комитета связи, информации и информатизации министерства по инвестициям и развитию Казахстана Талгат Казангап.
«По нынешним законам анонсы программ и озвучивание спонсоров можно отнести к рекламе. Есть также вопросы по прямой рекламе, допустим, когда во время прямых трансляций, особенно это касается спортивных мероприятий, там, где реклама везде - начиная от маек спортсменов и заканчивая билбордами. Мы в этом направлении работаем. Мы понимаем то, что все запретить невозможно, нужно искать выход из ситуации», - пояснил Казангап агентству.
По словам председателя комитета Мининвестразвития, практика введения запрета на распространение рекламы при ретрансляции иностранных каналов не нова - подобные нормы применяют в ряде зарубежных стран.
«Закон принят, в первую очередь, и данная норма не направлена на иностранные телеканалы. Норма предназначена для операторов теле и радиовещания. То есть, это они должны принимать все меры по недопущению рекламы. Аналогичные нормы имеются в законодательстве Российской Федерации, Белоруссии, где запрет на рекламу коммерческих телеканалов предусмотрен. Нового мы ничего не придумали», - сказал Казангап.
Кроме этого, по словам главы комитета, рассматривается вопрос и о сроках исполнения нормы закона. Как известно, поправка в документ вступит в силу 1 января 2016 года, однако технически ввести запрет на рекламу в эти сроки невозможно.
«Мы тоже этим вопросом задались, возможно ли это сделать, сейчас будем искать решения. (...) Но пока с 1 января вступает в силу – закон для всех един», - подчеркнул он.
Между тем, в национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана уверены, что на внедрение данной нормы уйдет от трех до шести месяцев. И на это время необходимо ввести мораторий на проверку ее исполнения.
«Примерно в течение трех месяцев - полугода. Это (мораторий - ИФ-К) будет практическая помощь, и в тоже время операторы кабельного вещания должны будут вести работу, чтобы они могли выполнять эту норму по истечении времени», - пояснил руководитель юридической службы ассоциации Сергей Власенко.
По его мнению, к введению запрета на рекламу на зарубежных каналах "все должны отнестись с пониманием".
«У каждой стороны есть свое законодательство и есть свои требования, которые необходимо выполнять. Если вы помните, в 2012 году принимались изменения о том, что иностранные СМИ должны встать на учет. И тоже была такая реакция - как иностранные СМИ это будут делать?. Но впоследствии они этот пункт выполнили», - напомнил С.Власенко.
В свою очередь, разработчики поправки о запрете рекламы на зарубежных каналах уверены, что норма направлена на поддержку отечественного телерадиовещания.
«Главное - защитить интересы наших информационных служб в лице телерадиокомпаний и, в том числе, кабельных вещателей. Вопрос возник только в правильной трактации и механизма, как это будет осуществляться. Сами «кабельщики»все согласны, что есть необходимость введения таких норм, единственное - каким образом будет очищаться сам контент», - сказал один из инициаторов поправки, депутат мажилиса парламента Мейрам Бегентаев.
«Сейчас нужно меньше разводить дебатов, а больше уже говорить о том, каким способом это все исполнять», - добавил он.
Ранее начальник управления по контролю в области связи и информатизации комитета Мининвестразвития Руслан Абдикаликов пояснял, что согласно закону «О телерадиовещании» «кабельные операторы не должны будут делать рекламную врезку, так как они осуществляют ретрансляцию, то есть они должны брать готовый контент и представлять его в таком виде (…)».
Как известно, законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства», принятом в октябре текущего года, внесена поправка в закон «О телерадиовещании», обязывающая операторов телерадиовещания не допускать распространения рекламы при ретрансляции иностранных телеканалов. Данная норма принималась в целях поддержки и защиты казахстанского телевидения от неравной конкуренции с иностранными телеканалами.
Ранее в ряде СМИ высказывались опасения, что новый казахстанский закон ограничит присутствие иностранных телеканалов на казахстанском рынке.