В ЗАГС или тюрьму?

Перед художественными фильмами в германских кинотеатрах частенько крутят такой вот ролик социальной рекламы: голубоглазый блондин выходит из метро, и его с укоризной спрашивает уроженец Африки:

– Снова черный?

И с гордостью добавляет:

– А вот у меня – всегда “по-белому!”.

“Черный” среди местных – это “заяц”. Шварцфарер. Таких в одном только Лейпциге за прошлый год было выявлено почти 54 тысячи. Каждый девятый пассажир. По местным меркам – очень много.

Обидчивый “заяц”

Был период, когда против самых злостных “зайцев” применялось только одно средство – лишение свободы. Но в молодежной тюрьме “Регис-Брайтинген” одного такого безбилетника куда более матерые преступники затерроризировали настолько, что 18-летний паренек чуть было не покончил самоубийством.

СМИ раздули оглушительный скандал, нескольким высокопоставленным чиновникам пришлось уволиться, а некоторые, вроде Томаса С., сильно воспряли духом.

Этот 39-летний обитатель Майнца выбрал весьма необременительное занятие: обижаться на “свинцовые мерзости бытия” вообще и на каждого обитателя Земли в частности. Томас готов ненавидеть незнакомку на автобусной остановке уже за то, что она стройна и щебечет без умолку по “хэнди” – мобильному телефону. Он заранее преисполнен презрения к водителю прибывшего точно по расписанию маршрута. Ведь тот распахнет только переднюю дверцу и при входе потребует заплатить за проезд.

Однако хронический безработный, довольствующийся бесплатной квартирой, страховкой и ежемесячным пособием в 311 евро, не покупает билеты “принципиально”. Из идейных, как сам Томас заявляет, соображений. Потому что “ничего хорошего от этого гребаного государства не получал”.

В школе сверстники дразнили Томаса “жиртрестом”. На фирме мешали дремать в кресле на проходной и заставляли проверять пропуска. Когда же “жертва придирок” возмутилась, “нагло” уволили.

Теперь вот “охамевшие” контролеры в пятый раз за последний месяц ловят в электричке как шварцфарера. Опять отправляя протоколы в суд.

Первый процесс завершился испытательным условным сроком на месяц. Но сейчас прокурор потребовал полгода тюрьмы.

– Во мне 210 килограммов, я сильно потею, меня девушки не любят... – всплакнул перед дамой в мантии хитромудрый “заяц”. И... угодил в “яблочко”. Сострадательная судья Биргит Дени-Пичманн вошла в положение. Посчитав, что “нестандартная комплекция подсудимого вызовет насмешки со стороны осужденных в исправительном заведении и причинит ему дополнительные нравственные страдания”, приговорила лишь к трехмесячному условному сроку.

Любовь – как оправдание

Еще более гуманно германская Фемида отнеслась к Наде Хаусманн из Зигбурга. Эта 20-летняя “зайчиха” иногда по нескольку раз в день моталась на “Эске”, скоростной пригородной электричке, к своему возлюбленному Себастиану в соседний городок Марл. “В порыве романтических чувств”, как она сама поясняет, каждый раз “забывая” покупать билет.

В итоге – 147 задержаний и 13 216 евро 16 центов невыплаченного штрафа.

Деликатное правосудие ФРГ, как и в истории с чрезмерным ожирением Томаса, посчитало “неземную страсть” фройляйн Хаусманн своего рода форс-мажором. И разрешило гасить долг в рассрочку. Целых два года. Но только в том случае, если больше не будет ни одного безбилетного проезда.

Пришлось “рассеянной зайке” перебираться к возлюбленному в Марл. На днях было венчание. В качестве свадебного подарка Германские железные дороги скостили долг злостной безбилетнице сразу наполовину.

Эмма ЧАЗОВА-ЗОЛОВКИНА (фото)

Сергей ЗОЛОВКИН, собственный корреспондент “Каравана” в странах ЕС