В загоне

Сегодня государство субсидирует только крупные хозяйства, а простой фермер остается один на один со своими проблемами. Претендовать на субсидирование кормов имеют право лишь 300 фермеров из 20 тысяч. Участвовать в программе по закупу сочных и грубых кормов по льготным ценам – только те, кто имеет более 30 буренок.

– Мое хозяйство, имеющее пять голов КРС, не подлежит субсидированию, – говорит житель села Новокаменка Кызылжарского района Северо-Казахстанской области Азамат Аубакиров. – Необходимой сельхозтехники для заготовки кормов у меня нет, поэтому приходится закупать то же сено по рыночной цене.

Два года назад полторы тонны сена стоили 20 тысяч тенге, сегодня – уже 30 тысяч. Та же ситуация с кормами: тонна овса обходится сельчанину в 40 тысяч тенге, тогда как в прошлом году цена была на уровне 25 тысяч. В урожайный 2010 год тонна ячменя стоила 10 тысяч тенге, сегодня цена взлетела до 40! Виной тому не только погодные условия, но и сокращение кормовых угодий.

По словам фермера из села Новокаменка Кызылжарского района Северо-Казахстанской области Каиржана ИБРАЕВА, чтобы вырастить бычка, нужно вложить в него около 400 долларов. Продать же годовалую скотину посредникам можно за 800–1100 долларов. Средняя экономическая прибыль – 400 долларов в год, или 33 доллара в месяц. И это за тяжелейший труд фермера без выходных, отпусков и праздников. В итоге количество личных подсобных хозяйств в стране постоянно сокращается. А молодежь, видя нерентабельность сельского хозяйства, стремительно отчаливает в города.

А ведь по данным Агентства по статистике, 81,4 процента поголовья крупного рогатого скота находится в личных подсобных хозяйствах. Это базис продовольственной безопасности страны, на его долю приходится 79 процентов всего мяса! Выходит, Минсельхоз оставляет без внимания более 80 процентов фермеров страны! По мнению вице-президента Союза фермеров Казахстана Акжола Абдукалимова, необходимы срочные меры по поддержке личных подсобных хозяйств: “До сих пор не принят закон о  личных подсобных хозяйствах”, не определены меры господдержки мелких фермеров”.

Академик сельскохозяйственной академии Жаскайрат Сундетов видит улучшение жизни сельчан в решении трех проблем:

Во-первых, необходимо создавать кооперативные хозяйства, предполагающие государственно-частное партнерство. Во-вторых, наладить выпуск сельскохозяйственной техники и продавать ее по доступным ценам. Тогда и заготовка кормов станет доступнее. И нельзя забывать, что мы не привлечем молодые кадры, если не будем улучшать инфраструктуру сел.

Сельчанин из Северо-Казахстанской области в разговоре со мной пожаловался, закупочная цена на мясо совсем низкая: 750–800 тенге за килограмм говядины и до 400 тенге – за килограмм свинины. А ведь к столу покупателя мясо прибудет в полтора-два раза дороже.

Выход из ситуации в Союзе фермеров Казахстана видят в работе откормплощадок. Не желая оставлять бычков на зиму, фермер мог бы сдавать их по определенной цене живым весом плюс 100 тенге за килограмм на единицу веса в виде субсидий. Но воздвигнутые откормплощадки вместимостью 5–10 тысяч голов тем временем рискуют остаться памятниками архитектуры. Так, на откормплощадке “Акбас” Енбекшильского района Акмолинской области на несколько тысяч голов КРС – всего 200 бычков.

Целесообразнее строить откормплощадки, учитывая сырьевые источники и потенциал фермерских и подсобных хозяйств, – считает Акжол Абдукалимов. – Начинать надо с небольших откормплощадок, затем по мере наработки опыта создания кормовой базы увеличивать их мощность.

Астана