В Восточном Казахстане важнейший дорожный проект превратился в “золотой” долгострой.

Речь идет о строительстве участка протяженностью 32 километра в обход горного перевала на республиканской трассе Усть-Каменогорск – Алтай – Катон-Карагай – Рахмановские Ключи. Его начали строить в 2017 году и в 2020-м планировали открыть для движения. Но планы планами, а в реальности проект забуксовал.

Сначала выяснилось, что два небольших земельных участка, по которым должно пройти полотно, необходимо вывести из гослесфонда. Без этого любые работы на них запрещены. Процедура перевода в категорию транспортных коммуникаций заняла 2,5 года! Дальше пришлось получать дополнительные разрешения от экологов, устанавливать водоохранную зону и менять землеустроительный проект, так как по бывшим лесным угодьям протекал ручей. В итоге подрядчик сначала объект законсервировал, а в 2019-м вышел из проекта.

В 2020-м в областном акимате заверили: концептуально горный участок будет завершен до конца текущего года. Никто, правда, не понял, что это значит. В начале 2021-го обещание руководства области звучало так: завершим строительство в 2022-м.

Девять месяцев из двенадцати 2021-го, можно сказать, позади. Едем на Осиновский перевал, чтобы увидеть, где и как кипит стройка.

Участок узких серпантинов – напряг для любого водителя, даже самого опытного. Сколько ДТП повидал он за свою историю? Не счесть. Автомобили улетают под откос, сталкиваются, зимой здесь ад из-за гололеда и лавин… В конце 1990-х был сделан первый шаг, чтобы снизить аварийность, – был построен 45-километровый участок от пригорода Усть-Каменогорска до села Северного. Он исключил опасную зону Горной Ульбинки. В 2010 году в эксплуатацию ввели следующий 10-километровый отрезок практически до подножия Осиновского перевала. Итого: 55 километров относительно новой трассы. Сегодня она выглядит, как плохое лоскутное одеяло, – трещина на трещине, латка на латке. Другими словами, пока рассуждали да размышляли по поводу 30 километров в обход Осиновки, предыдущая часть реконструированной трассы успела прийти в плачевное состояние.

С высоты перевала отлично видна панорама местности. Там, где еще три года назад кипела работа, – полная тишина. Ни людей, ни техники. Насыпь зарастает травой, со скалы идут осыпи. Спускаемся вниз, чтобы лишний раз убедиться в “отсутствии присутствия” какого-либо подрядчика. Прямо на дороге выросли муравейники, из-под ног разлетаются кузнечики. Тишина, ни души. Ни намека на попытку возобновить стройку.

“Золотая” смета

Как пояснили в Восточно-Казахстанском филиале нацкомпании “ҚазАвтоЖол”, проектно-сметная документация на реконструкцию 32-километрового участка в обход перевала в 2021 году проходила корректировку. И это притом что в 2020 году в документацию уже вносили изменения! По словам директора филиала Ерлана КАЛЫМОВА, по проекту образца 2020-го дважды объявляли конкурс и дважды его признавали несостоявшимся из-за отсутствия потенциальных поставщиков. Дорожные ТОО, по его словам, отказывались от участия, так как цены на стройматериалы и ГСМ, указанные в проекте, не соответствовали рыночным.

– Корректировке подлежит только сметная часть, – пояснил глава филиала.

Сегодня, как уже было сказано выше, к прежней цене дорожного проекта 16 миллиардов тенге из бюджета добавили еще 12 миллиардов. Итого – 28 “ярдов”! Такую цену заплатила госказна, а точнее, налогоплательщики, за бюрократию, промашки с отводом земель и несогласованность ведомств.

По данным филиала “ҚазАвтоЖол”, будущему новому подрядчику предстоит построить два моста, отсыпать оставшийся отрезок полотна длиной 10,1 километра, провести обустройство дороги. Когда пройдет конкурс? Никто не знает – дата открытая. Дорогу протяженностью 118 километров строят в ЗКО за 25 миллиардов

– Говорить что-то о сроках завершения несерьезно, – коротко прокомментировали специалисты. – На 72-м километре дороги предусмотрен мост через речку Пихтовку, сложное инженерное сооружение.

Что в сухом остатке? Первое: несмотря на то, что проект является важнейшим, что его ждут сотни тысяч автомобилистов и пассажиров, он превратился в долгострой. Второе: проект стал весомой дополнительной нагрузкой на бюджет.

К сожалению, случай с Осиновским перевалом – не единственный. В регионе в систему вошла практика, когда дорогостоящие проекты приостанавливают и пересчитывают с удорожанием на миллиарды тенге. В этом перечне – реконструкция моста через Иртыш в Усть-Каменогорске, ее начали в 2014 году и не завершили до сих пор. Вялотекущая с 2017 года реконструкция улицы Тогас в областном центре, реконструкция усть-каменогорского проспекта Сатпаева, возведение в Семее “Абай-Арены”. Примеров много. К сожалению, ни один из органов финансового контроля ни разу не заявил, что такая практика вызывает вопросы и должна стать предметом анализа. Ни один контролирующий орган не назвал тех, кто понес бы ответственность за низкое качество техзаданий или проектирования.

О реконструкции дороги Усть-Каменогорск – Рахмановские Ключи, известной как Восточное кольцо, заговорили в 1990-е годы.

Горная трасса изобилует серпантинами, крутыми подъемами, спусками, отвесными склонами, ущельями. С наступлением зимы она держит в напряжении “Казселезащиту”, службы ЧС и дорожников. В нулевые было построено 55 километров в обход серпантинов – от пригорода Усть-Каменогорска до подножия Осиновского перевала. В 2017 году очередь дошла до самого сложного участка длиной 32 километра. Общая ширина земляной насыпи – 12 метров, ширина дорожного покрытия – 8 метров, и на поворотах для безопасности обочины увеличены до 15–20 метров. Предусмотрены подпорные стенки и полки против осыпей, 19 водопропускных сооружений, 2 моста через речку Пихтовку.

Усть-Каменогорск