В ВКО зарегистрированы случаи тяжелой наркозависимости у подростков

Об этом пишет YK-news.kz.

Врач подросткового кабинета областного наркологического диспансера Манап Калиев каждый день общается с детьми и подростками, которые уже знают, что такое анаша, водка, сигареты, насвай, героин. В 2013 году в так называемой группе риска по области состояли 268 несовершеннолетних. Из них 67 человек когда-либо употребляли алкоголь, 63 пробовали наркотики (более 14 видов) и 138 пристрастились к токсикоматическим веществам (к ним относят, не удивляйтесь, сигареты, а также насвай, растворители и т. п.).

Большую часть этих ребят после работы с врачами, психологами, социальными работниками диспансера удается избавить от зависимости. Однако за годы работы у Манапа Слямовича скопилась своеобразная коллекция недетских пристрастий. Шокирующий, надо сказать, список.

Червей в лёгких не хотите?

2011 год. Марат, 13 лет (имена всех детей изменены). Полтора года употреблял насвай, что привело к онкологическому заболеванию полости рта. Чтобы спасти жизнь, мальчику сделали обширную операцию - удалили губы, вырезали подчелюстные, подмышечные лимфоузлы. После этого понадобились две пластические операции стоимостью около десяти тысяч долларов.

- Это, конечно, уже тяжкие последствия. Но ведь многие не знают, что насвай может до такого довести. Понятия не имеют, что из-за этой дурной привычки заводятся черви в легких! - рассказывает Манап Слямович. - Мы ежегодно выявляем два-три случая альвеококкоза — легочных паразитов. Вы знаете, из чего состоит этот самый насвай? Табак, гашеная известь, птичий помет. Нередко в порошок добавляют экскременты коров, лошадей, свиней — отсюда заражение яйцами гельминтов. С током крови они попадают в легкие, желудок, кишечник. У больных альвеококкозом на снимках в легких заметны маленькие пузырьки - как раз в них и начинают свое развитие черви. Они отлично видны на флюорографии, поэтому мы всех ребят из группы риска непременно направляем на медобследование.

Стоит отметить, что благодаря таким осмотрам врачи-наркологи каждый год выявляют у несовершеннолетних альвеококкоз, туберкулез, венерические заболевания. Доводилось диагностировать и онкологию, и ВИЧ. Надо ли объяснять, почему наркологи ратуют за обязательную наркодиагностику всех школьников? Сейчас она проводится только при наличии разрешения от родителей. Проблемных подростков просят подышать в трубочку, при необходимости - сдать анализы мочи, крови и т.д.

Отметим, что в прошлом году врачи наркодиспансера осмотрели 2657 несовершеннолетних. Медицинские тесты проведены у 405 детей и подростков. У 52 ребят анализы подтвердили употребление наркотических средств.

Впрочем, по словам врачей, в последние годы родители все чаще сами приводят детей-подростков в диспансер: сделать тесты, получить бесплатную консультацию нарколога, психолога.

- При самообращении все боятся, что детей поставят на учет. По отношению к несовершеннолетним мы это используем крайне редко, - рассказывает Манап Слямович. - Если результаты тестов показали, что подросток употреблял наркотические вещества, курил, то мы определяем его в так называемую контрольную группу. Работаем в течение года, наблюдаем за состоянием, ребенок ежемесячно приходит на осмотры.

А еще с разрешения родителей доктор позволяет подросткам взглянуть на хронических больных, завсегдатаев наркологии. Для наглядности, чтобы ребята видели, какое будущее ждет, если ты делишь свою жизнь с наркотиками, водкой, насваем.

- Сегодня был посетитель с сыном-подростком — отец привел мальчишку, после того как открылось, что тот курил анашу. Мы с парнишкой поговорили, потом с ним поработал психолог. Затем с разрешения папы мы сходили в стационар, - продолжает нарколог. - Я ему показал женщину, находящуюся в тяжелом состоянии после употребления наркотиков. Она была в памперсах из-за недержания и фиксированная - привязана к кровати, потому что буйная. Поверьте, это производит тяжелое впечатление. Для подростков одного такого урока бывает достаточно.

Страшно не по-детски

2003 год. Маша, 11 лет. Мама обратилась к наркологам за помощью, когда дочка стала неадекватной, перестала появляться в школе. При первичном осмотре врачи обнаружили на венах девочки больше 10 следов от уколов. Оказалось, что ребенку в течение трех месяцев кололи наркотики какие-то неизвестные мужчины. Сначала ей за это дарили подарки. Потом стали требовать за инъекции деньги. Девочка начала воровать. Когда все это вскрылось, мать забрала документы из школы, и семья уехала в другую область.

- Мы несколько лет бьемся за то, чтобы в законы внесли поправки, разрешающие проводить наркодиагностику в школах без согласия родителей, сделать эту процедуру обязательной. К сожалению, пока эти перемены не случились. Конечно, случаев категорического отказа у нас не очень много, но они есть, - говорит господин Калиев. - Как правило, не соглашаются на тесты те родители, которые сами имеют какую-либо зависимость или состоят в каких-то религиозных сообществах. Или просто равнодушные.

Август 2013 года. Лена, 10 лет. Выпила полтора стакана водки. С тяжелым алкогольным отравлением попала в больницу. Девочку удалось спасти.

- В такой ситуации мы боремся за жизнь ребенка, а уже потом разбираемся, что случилось. Она ведь могла умереть. При остром алкогольном отравлении не исключен отказ поджелудочной железы, печени. К сожалению, мы не смогли разговорить девочку и узнать, почему она это сделала. Я думаю, это был протест против чего-то, что происходит в семье. В этом случае есть неблагополучие, мама недостаточно внимания уделяет ребенку, - комментирует Манап Слямович. - Дети частенько используют метод проб. Если один-два раза попробовали наркотики или алкоголь, но никаких последствий в семье не наступило, то почти наверняка последует продолжение.

2005 год. Александр, 17 лет. Употреблял анашу. В диспансер рекомендовали обратиться учителя школы. Мама не давала согласия на проведение тестов. Объясняла свое решение так - когда возникнет какая-то сложная ситуация, она сама приведет мальчика к наркологам. Через год женщина действительно привела уже совершеннолетнего сына к врачам. Но было поздно. Парень с анаши перешел на героин, стал инъекционным наркоманом. Через некоторое время умер от передозировки.

Довести ситуацию до запущенной не так уж сложно. Достаточно просто делать вид, что все нормально. Не замечать странных друзей, не обращать внимания на прогулы и неадекватное поведение ребенка. Наконец, не любить его. Ведь любить — это значит принимать сына или дочку таким, какой он есть, в том числе с его проблемами и неприятностями. Не все родители на это способны.

Когда тюрьма — во благо

2013 год. Алмас, 17 лет. Страдает полинаркоманией. Колет внутривенно героин и наркотики, изготовленные из аптечных препаратов. Два раза лечился от наркозависимости в стационаре. Должен был пройти реабилитационный курс в республиканском центре в Павлодаре, но в последний момент отказался от квоты. Бросать наркотики не собирается. Агрессивный, ворует вещи из дома, терроризирует родных.

За последние три года это единственный зарегистрированный случай тяжелой наркотической зависимости у подростка. Алмас - единственный в области несовершеннолетний, которого действительно перевели на диспансерный учет.

- Есть ли у него будущее? Да, безусловно. Но вопрос - какое. Если бы он был взрослый, его бы давно уже посадили. Тюремное заключение в таком случае может даже принести свои плюсы. За решеткой парень не употреблял бы наркотики, не приносил вреда своим близким, - считает врач-нарколог. - Если Алмас решит завязать, мы сможем ему помочь. Главное — его желание.