В усиленном режиме

Служить и жить под командой "В ружье!" и "Будь готов!" в Южно-Казахстанской области становится, кажется, уже привычным.
С весны прошлого года ЮКО уже трижды жила в "усиленном режиме". Первый, и самый жесткий раз - когда в марте прошлого года в Ташкенте и Бухаре взорвались склады боеприпасы кардинально настроенных антикаримовцев.
Тогда кровопролитные события разворачивались в непосредственной близости от границ с Казахстаном - шутка ли, от Ташкента, центра боевых действий, до южно-казахстанского Сарыагаша - не более 20 км.
И вероятность того, что боевики от оппозиции будут спасаться от преследования узбекской СНБ, прорываясь через границу в Казахстан, была достаточно высокой. Не случайно основная трасса Шымкент-Жибек-Жолы-Ташкент, была на нашей стороне дважды перекрыта военизированными блокпостами из боевых машин пехоты БМП с расчехленными стволами.
Второй усиленный режим вводился у силовиков ЮКО чуть больше месяца назад в связи с бархатно-тюльпановой революцией в Киргизии.
Правда, из-за достаточной удаленности событий, а главное из-за полного отсутствия каких бы то ни было предпосылок повторения подобного в ЮКО, эта "усиленка" была скорее проформой, перестраховкой силовиков.
Никаких тебе блокпостов, ни, тем более, тяжелой техники на дорогах. Лишь в официальных да правоохранительных учреждениях стоявшие на посту полицейские стали вдруг с особой тщательностью проверять у посетителей документы, видимо выискивая, не написано ли в них что-нибудь о членстве в Аль-Кайеде или родстве с Бин Ладеном. Например, обнаружили, что мое удостоверение собкора уже год как просрочено.
Ныне положение хотя и потревожнее, чем было месяц назад, но танков на блокпосты пограничники устанавливать пока не собираются.
Как сказал начальник регионального управления "Онтустик" пограничной службы Марат Мажитов, - ситуация будет зависеть от развития событий в Узбекистане.
Пока пограничники, полицейские и таможенники получили приказ проводить постоянное патрулирование всех участков границы, обеспечить контроль за рубежами и порядок на приграничной территории.
Особый упор сделан на выявление и пресечение попыток незаконного проникновения через границу людей и автотранспорта.
К слову, узбекско-казахстанская граница в районе поста "Жибек Жолы" и с той и с другой стороны открыта (или закрыта) в режиме "ниппель" - то есть узбекские пограничники спокойно выпускают из Узбекистана граждан РК, въехавших сюда раньше, и желающих теперь вернуться на родину.
Однако казахстанцев, которым срочно нужно попасть в Узбекистан, туда уже не пускают.
Вход на территорию РУ разрешен только для граждан этой страны, возвращающихся из Казахстана.
По некоторым данным, правда, не подтвержденным ни одним официальным лицом, за последние дни на территории ЮКО выявлены несколько десятков граждан Узбекистана, которые якобы называют себя беженцами.
Пограничники пока сообщают лишь о том, что за прошедшие дни, благодаря усиленному дежурству, ими задерживается до 80 нелегалов из Узбекистана.
Притом, что раньше максимальное число выявляемых нарушителей границы в сутки не превышало 15-20 человек.
Как видим, из этого факта достаточно сложно сделать однозначный вывод - то ли теперь действительно стало больше нелегалов, то ли их стали просто лучше ловить.
Во всяком случае начальник ПС М. Мажитов сообщает, что в основном все задержанные нелегалы имели целью устроиться на работу в ЮКО (по сути, были гастарбайтерами), и никаких политических обоснований своему незаконному переходу границы не делали.
Конечно, уже чисто географически вряд ли возможно ожидать появления в ЮКО беженцев из Андижана.
Для этого им придется сначала перейти андижанский перевал (единственный путь, связывающий Восточный Узбекистан с центром, который, по некоторым данным, сейчас наглухо закрыт узбекскими войсками).
Потом пройти еще около 500 км по восточному Узбекистану и через Ташкент, или обойдя его, пробраться наконец в ЮКО.
А в другую сторону от Андижана до границ с Киргизией максимум 20-50 км. Так что тот факт, что основная масса беженцев из Андижана все же рванет в Киргизию, ни у кого не вызывает сомнения.
Возможно, что какая-то часть оппозиционно настроенного населения Ташкентской области и попытается под шумок перебраться в ЮКО, прикрываясь статусом беженцев.
Но Казахстан не заявлял, что согласен принимать узбекских беженцев, и в настоящее время все лица рассматриваются исключительно как нарушители границы.