Мы обменялись телефонами, но не созванивались довольно значительное время. Наконец, я пригласила Даулета Уштаева на интервью. Не каждый день приходится встречаться с людьми, которые в течение многих лет жили и работали на далеких тропических островах.
Четыре года назад Даулет и его семья по приглашению дочернего предприятия "АрселорМиттал" отправились в государство Тринидад и Тобаго. Оно расположено на двух близко расположенных друг к другу островах в Карибском море. Здесь своя культура и свои традиции не только в быту, но и как оказалось, на производстве.
Задатки лидера
Даулет рассказывает, что его работа на комбинате "АрселорМиттал Темиртау" была предопределена изначально. Отец Зауытбек Иманбаевич трудился в обжимном цехе градообразующего предприятия, мама Акура Абдуловна - сначала в цехе подготовки производства, а потом перебралась в обжимной к отцу. Все разговоры дома были только о работе. Любознательный Даулет вникал в тонкости производства, заочно знакомился с коллективом. Не удивительно, что, поступив в 1992 году в Завод-ВТУЗ по специальности "Металлургия черных металлов", Уштаев оканчивает курсы в Отделе подготовки кадров и устраивается машинистом клещевых кранов на комбинат, считая совмещение работы и учебы не только необходимым, но даже престижным. В знакомом с детства обжимном цехе молодой энергичный Даулет уже через полгода получает шестой разряд по профессии. Хочу подчеркнуть, что большинство "новобранцев" ходили в учениках и помощниках по несколько лет.
Работа спорится. Уштаев-бригадир уже заменяет сменных мастеров и диспетчеров. Несмотря на постоянную занятость и полную загруженность, Даулет оканчивает металлургический вуз, поступает в Карагандинский университет бизнеса, управления и права по специальности "Экономика и менеджмент на предприятии". Знания, полученные в высших учебных заведениях, уверен Даулет, позже помогут ему в достижении определенных успехов в карьере.
- Я особо не стремился занять высокие должности, получить признание. Не могу считать, что хоть как-то рос по производственной линии. Все изменилось с тех пор, как в 2000 году, получив диплом КУБУПа, я записался в школу менеджмента, организованную в ОТО. Большую благодарность хочу выразить таким именитым преподавателям, как Анатолий Корнеевич Торговец, Елена Павловна Фет. Это они, мои педагоги, объяснили мне, как начать строить карьеру, работать на имя, научили перешагивать барьеры. Главное - постоянная жажда самосовершенствования, так говорили наставники в школе менеджмента. Ведь многие люди, получая по два высших образования, навсегда остаются рядовыми слесарями, механиками. Я не хотел повторить их судьбу. Тогда мне пришлось столкнуться с другой проблемой - проблемой конкуренции - первыми хотят быть все, но становятся ими только единицы, - рассказывает Даулет Уштаев.
Осваивая новые принципы, Даулет продолжал работать в обжимном цехе все в той же должности бригадира. Однако, обладающий отличными организаторскими способностями и харизмой, Даулет не отчаивался. Он верил - придет и его время. Так и вышло.
В Алматы в 2002 году на конференции молодых менеджеров компании "АрселорМиттал" Уштаева путем голосований выбирают лидером группы. Безусловно, для молодого мужчины это означает только одно - лед тронулся, его заметили. В 2003 году на конференции в Астане Даулет Уштаев становится координатором групп - здесь прослеживается явный рост, а по итогам конференции награждается дипломом "Лучший лидер".
Предложение, от которого не откажешься
Вернувшись в Темиртау, Даулет снова с головой уходит в работу. Он, как и прежде, хороший бригадир, трудяга. В таком ритме проходят два года. Прошли бы и десятки лет, если бы однажды Уштаева не пригласили в заводоуправление "поговорить".
- Как я понял, существовали какие-то списки с фамилиями отличившихся молодых менеджеров, среди которых была и моя, - вспоминает Даулет. - Мне и еще одному моему товарищу - Василию Комышеву предложили поработать на одном из дочерних предприятий компании "АрселорМиттал" в Тринидаде и Тобаго в рамках программы по развитию молодых менеджеров. Первое, что я сказал: "Боже мой! Где это?". Мне объяснили - страна находится в Карибском море рядом с Венесуэлой. Естественно, что я отказался. На тот момент у меня были свои планы на жизнь, и они никак не пересекались с проживанием в богом забытом месте.
Придя домой, из любопытства открыв интернет, я потратил почти три часа на поиски и изучение информации о раннее неизвестном мне месте на Земле.
После чего на неделю Даулет снова без остатка погрузился в будничные проблемы. И уже и думать забыл об острове, как ему вновь позвонили, но уже из-за границы. На тот момент на заграничном предприятии трудились два специалиста из Казахстана - Сергей Тренкиншу и Олег Остропицкий. У обоих к завершению подходили контрактные сроки, Сергея пригласили на Чикагский завод "АрселорМиттал", Олега ждали в Польше. Требовалась замена. Причем, как потом объяснило руководство Тринидадского комбината, здесь ждали замену именно из Темиртау - наш завод по уровню знаний работников превосходит многие другие заводы "АрселорМиттал". Даулета Уштаева и Василия Комышева выбрали, исходя из важности полученных ими профессий на данном предприятии, а так же беря во внимание их английский, который тогда был недалек от школьного, но так или иначе приближен к разговорному.
- Олег объяснил, что не все так безнадежно и категорично, как кажется на первый взгляд. Нас привезут, дадут время осмотреться. А дальше - решать каждому - оставаться или возвращаться назад в Темиртау, - говорит Даулет Уштаев. - Меня ничто не интересовало так, как технология производства на предприятии и условия проживания на острове. На тот момент моей дочери исполнился всего лишь год, сыну - три, и я боялся, насколько безопасным будет их пребывание в незнакомой стране. Олег Остропицкий успокоил - уровень жизни здесь очень высокий, климат - тропический, благоприятный, лето - круглый год. Я дал добро, и уже 25 мая 2006 года мы с семьей приземлились на острове.
Здравствуй, море, солнце, комбинат!
Еда, климат, язык, который оказался смешением африканского, индусского и английского - здесь все-все было по-другому. Казалось, мир перевернулся. Привыкать к этому оказалось задачей сложнейшей.
- Особенно трудно было перестроить свой взгляд на многие вещи, связанные с производством. На комбинате Тринидада совершенно другая структура управления, технология, логистика. Поэтому фактически мы начинали с нуля. Я перешел в сталеплавильное производство, хотя никогда прежде не работал по своей основной специальности. Мне помогли теоретические знания. Пошли навстречу приветливые люди, - рассказывает мой собеседник. - Начался этап освоения нового принципа работы, на Тринидаде он совершенно отличается от привычного нам, казахстанцам. Приезжий специалист на тамошнем комбинате сам определяет свою нишу - то, чем он будет заниматься. Для него не существует должностных инструкций и обязанностей. Увидел критическую проблему в любой отрасли - реши ее, если можешь, заполни пробел, устрани недостаток. Дальше - больше.
Через полтора года директор предприятия вызвал Даулета Уштаева в кабинет, пожал руку в знак благодарности за хорошо выполняемую работу, и предложил ему перейти в отдел снабжения. Далекий от этой области Даулет отказался сразу. Но возражения не принимались. Двадцать четыре часа в сутки почти три месяца казахстанец буквально жил на комбинате, разбираясь в тонкостях незнакомой для него профессии. Любая ошибка в его деятельности грозила остановкой комбината, ведь в задачи Уштаева входила поставка и учет сырья для производства стали.
- Интересно, что все, за что я брался, автоматически становилось "моим" и подчинялось мне. Так я внедрил очень много проектов по перестройке складской системы и системы логистики. Я отвечал за закупку материалов, склады и таможню. Сейчас я вспоминаю о времени, проведенном на этом комбинате с удовольствием. Несмотря на то, что работа там неимоверно сложная. На предприятии существует негласная поговорка - один год, проведенный на Тринидаде, приравнивается к пяти годам. Так что, можно считать, что за моей спиной двадцатилетний опыт работы заграницей, - смеется Даулет.
Назад, домой
Пятилетний контракт завершался, Даулет подал заявки на сотрудничество в несколько предприятий "АрселорМиттал". Приглашения пришли из трех. Однако, европейским заводам Даулет предпочел родной, в Темиртау.
- Моя семья была готова переехать в Казахстан уже в первые годы контракта, несмотря на полное отсутствие бытовых или каких-либо других проблем на Тринидаде. Комбинат предоставил нам жилье и транспорт. Дети - Абдимир и Мадина - посещали школу. Но неторопливый образ жизни, который ведут островитяне, не укладывался в рамки нашего понимания. Жители Тринидада и Тобаго работают не торопясь, учатся, воспитывают детей, едят, едут на машинах - все не спеша. Размеренная, замкнутая, но, не скрою, красивая жизнь на острове поднадоела уже через полгода. Я пришел к пониманию, что пальмы и море хороши только тогда, когда ты видишь их несколько дней с промежутком в несколько лет. Уехать или остаться - решали демократично, путем голосования. Первой чемоданы собрала жена Вера. Дочь согласилась - едем домой. Не против был и сын, только взял с меня обещание, что после Казахстана мы обязательно отправимся в Чикаго. Разумеется, а как иначе, - шутит Даулет Уштаев.
Даулет говорит, что вернулся ради детей. Казахстанское образование сильнее узкопрофильного европейского. Но на родине семья Уштаевых столкнулась с иной проблемой. Если раньше, проживая в Тринидаде, в семье существовало правило - дома разговаривать на русском и казахском, то теперь наоборот - общаются на английском. Родители боятся, что с темпами изучения языка в темиртауской школе, англоязычные Абдимир и Мадина могут напрочь его забыть.
- Я не считаю, что комбинат в Темиртау на голову ниже, чем комбинат на Тринидаде, как раз наоборот, хотя бы потому что наш комбинат значительно превосходит тот в размерах, - заключил Даулет, снова возвращаясь к работе. - Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. По окончании трехлетнего контракта с предприятием "АрселорМиттал Темиртау" планирую выполнить обещание, данное сыну - поработать в Европе. Но опять же - недолго. Очень хочется, побывав на чужбине, возвратиться домой.