В тени Иманбека: почему Димаш Кудайберген не может претендовать на премию "Грэмми"

15 марта отечественный диджей Иманбек Зейкенов получил престижную премию "Грэмми" за свой популярный во всем мире ремикс на песню SAINt JHN "Roses". 63-я церемония главной музыкальной премии прошла онлайн. Иманбек стал первым казахстанцем, кто ее удостоился. 

Спасибо моей маме, моему папе, спасибо моей команде, спасибо менеджеру Кириллу. Спасибо "Грэмми", - сказал Иманбек Зейкенов после объявления победителя в номинации "Лучший ремикс" 2021 года.  

Молодого музыканта поздравляли не только казахстанцы и звездные коллеги по цеху. Например, одним из них стал популярный во всем мире певец Димаш Кудайберген. Он пожелал ему не останавливаться на достигнутом и быть всегда на высоте и сказал, что своим талантом он поднял статус казахского народа. 

Примечательно, что Димаш уже достаточно давно прославляет Казахстан за пределами родины, однако столь престижной музыкальной награды он еще не удостаивался. В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz выяснила, может ли Димаш Кудайберген претендовать на "Грэмми". 

Кто может рассчитывать на премию "Грэмми"

По данным СМИ, победителей выбирают члены Национальной академии звукозаписи США в результате тайного голосования. Премию дают за крупные музыкальные достижения по итогам прошедшего года вне зависимости от коммерческого успеха и места лауреатов в хит-парадах. Однако на деле это далеко не всегда так.

Считается, что академики ориентируются не на коммерческую успешность или общественную значимость конкурсантов, а на их творческую состоятельность, выбирая лучших из лучших. Однако такие музыкальные легенды, как Джимми Хендрикс, Queen, Led Zeppelin, KISS, Тупак Шакур и многие другие никогда не получали «Грэмми». Кроме того, практика показывает, что чаще всего победителями становятся те музыканты, чьи песни занимали лидирующие места в мировых топах и хит-парадах. 

Номинантами престижной награды становятся как музыканты, певцы и композиторы, так и аранжировщики, продюсеры, звукорежиссеры и представители других профессий, связанных с музыкальным творчеством. Иногда награду дают даже политикам, актерам и прочим знаменитостям.

Важность рейтингов и просмотров  

Ориентируясь на места в рейтингах, Димаш заметно проигрывает более звездным коллегам по цеху. 13 марта текущего года его клип на песню "Across Endless Dimensions" впервые возглавил недельный рейтинг на MTV USA. Это очень хороший показатель для артиста, но, к сожалению, для получения престижной музыкальной награды этого недостаточно. 

Также песня знаменитого казахстанского певца «We Are One» получила золотую сертификацию на китайской музыкальной платформе QQ Music. Сингл набрал индекс популярности более 100 миллионов прослушиваний, однако это только китайская площадка, которая очень редко учитывается для номинантов на "Грэмми". 

Для сравнения: трек Иманбека Зейкенова "Roses" стал хитом и провел более 20 недель подряд в топ-10 чарта Billboard Hot 100. Ремикс вошел в топ-10 Apple Music, в музыкальном приложении Shazam набрал более 22 миллионов просмотров, занимал долгое время первое место в чарте "Яндекс.Музыка". На YouTube только официальные клипы казахстанца исчисляются сотнями миллионов просмотров. 

 
Другие номинанты на "Грэмми" - популярная во всем мире южнокорейская поп-группа BTS - и вовсе может похвастаться миллиардами просмотров своих музыкальных видео. 
 
 
Официальные видеоработы Димаша Кудайбергена не могут демонстрировать таких результатов, из чего можно сделать вывод, что мировая популярность артиста недостаточно велика, чтобы претендовать на престижнейшую музыкальную награду. Особенно учитывая, что положение в рейтингах считается важным показателем в 21-м веке. 
 

Кроме того, Казахстанский центр исследований прикладной экономики (Applied Economics Research Centre, AERC) провел необычное исследование на тему искусства в рыночной экономике. Они выяснили, у какого жанра музыки есть больше всего шансов стать мировым хитом, основываясь на данных Billboard Hot 100 в период с 1958 по 2019 год.

Так, по их выводу, кантри-музыка имеет самое большое влияние среди других направлений в последнем десятилетии. Электронная музыка и панк занимают второе и третье места соответственно по влиянию на продолжительность пребывания в чарте. Следовательно, эти жанры чаще других претендуют на премию "Грэмми", а Димаш не исполняет композиции в этих стилях. 

Однако для казахстанца не все так плохо. В 2019 году Кудайберген был назван одним из лучших певцов мира по версии международной премии в области пения Adagio World. Наш соотечественник занял третье место в этом рейтинге. 

Почему "Грэмми" обвиняли в необъективности 

Также стоит отметить, что каждое объявление номинантов «Грэмми» сопровождается критикой музыкальной премии от фанатов тех исполнителей (а порой и от самих поп-звезд), которых жюри проигнорировало. Например, в этом году обиднее всего пришлось певцу The Weeknd, которому не досталось ни одной номинации, притом что его альбом After Hours оказался коммерческим хитом и получил лестные отзывы от музыкальных изданий.

Артист даже обвинил представителей музыкальной академии в коррумпированности и необъективности. Разумеется, фанаты исполнителя поддержали его, поскольку считают такой исход необоснованным. 

Куда громче и яростней возмущались фанаты кей-попа: казалось бы, достигшее невероятных высот в США музыкальное явление было отмечено академией одной лишь номинацией корейского бойз-бенда BTS в категории «Лучшее поп-исполнение дуэта или группы» за хит Dynamite. Событие, тем не менее, все равно революционное, все-таки это первое появление кей-поп-композиции на «Грэмми». И определенно не последнее.

Учитывая все эти факторы, даже если песни Димаша и будут претендовать на престижную номинацию, есть большая вероятность, что заветную награду он в итоге не получит.