По некоторым оценкам, которые озвучиваются и государственными органами, доля теневой экономики в Казахстане за десять лет снизилась с 30 до 20 процентов от ВВП и составила 5 триллионов тенге! Львиная доля нелегального оборота денежных средств приходится на Алматы, который формирует 25 процентов ВВП Казахстана, но при этом не имеет больших предприятий промышленности и горнодобывающего сектора.
Налоговики отмечают: есть немало добросовестных предпринимателей. Бывает, кто-то просто ошибся при исчислении налогов, неверно применил законодательство. Но есть и такие, кто намеренно продумывает схемы ухода от уплаты налогов. Показатели хоть и улучшаются, но есть над чем задуматься. На сегодня всего в городе действует около 48 тысяч предприятий, из них официально платят налоги около 32 тысяч!
В черном списке налоговых органов города – 6,5 тысячи предприятий, имеющих признаки лжепредпринимательской деятельности, сумма оборотов по которым за последние три года (не включая 2011 год) составила более 1,2 триллиона тенге. Это означает, что бюджет недополучил в виде налогов только по корпоративному подоходному налогу (КПН) и налогу на добавленную стоимость (НДС) свыше 400 миллиардов тенге! Для сравнения: весь бюджет Алматы составляет примерно 270 миллиардов тенге в год.
Вице-президент Казахстанской ассоциации оценщиков Александр КАЛИНИН считает, что в тень уходят по двум причинам: либо не хотят платить налоги, либо пытаются скрыть незаконно добытые доходы. И вторая причина уходит как явление, поскольку государство сейчас жестко контролирует этот вопрос:
– Сегодня легче легализоваться, чем работать по “серой” схеме, но это не значит, что при этом будут исправно платиться все налоги, – считает он.
По мнению директора Центра макроэкономических исследований Олжаса ХУДАЙБЕРГЕНОВА, в теневом бизнесе прячет свои огромные доходы в основном крупный бизнес.
– Чем крупнее бизнес, тем выше теневой доход. Есть исключения, но в целом сырьевой и финансовый сектор – самые теневые. Также в тени предпочитает оставаться сектор, связанный с импортом продуктов питания, одежды, мебели, бытовых товаров, компьютерной и прочей техники. Чем это объясняется? С одной стороны, зачастую, к примеру, бывает очень сомнительным сам ввоз этих товаров, занижена их стоимость.
Если смотреть на налоговую нагрузку, то она в среднем составляет 20–22 процента, и это, можно сказать, немного по сравнению с другими государствами. Например, в развитых странах налоговая нагрузка колеблется от 35 до 80 процентов!
У нас же с прибыли в 100 тысяч тенге вам придется отдать в виде налогов 20 тысяч тенге. Вроде бы мало? А теперь представьте, что вы заработали на импорте 100 миллионов тенге, и вам придется отдать 20 миллионов. Процент вроде тот же, но сумма уже другая. Культура казахстанского бизнеса, сложившаяся в основном в 90-е годы, когда наживались либо на сырье, либо на приватизации, приучила извлекать прибыль в 100–200 и более процентов. И именно эти люди, сделавшие себе тогда состояние, потом перенесли свои ожидания по рентабельности и на другие секторы экономики, выступив главными их двигателями. И эта же культура в 2000-е годы была поддержана за счет спекулятивных схем по недвижимости и земельным участкам. Но опыт других стран показывает: если крупный бизнес исправно платит налоги, малый и средний к нему со временем подтягиваются.
В качестве свежего образца “теневой” мысли налоговики привели случай с так называемым крупным экспортером шкур в КНР, который создал себе сеть поставщиков – как минимум из 5 уровней – и через них оформлял миллиардные поставки, хотя у поставщиков не было ни материальной, ни людской базы.
Налоговикам удалось доказать, что на самом деле все пять буферных компаний, у которых покупались шкуры, никаких сделок фактически не осуществляли, то есть налицо признаки лжепредприятий. При этом люди, на которых эти фирмы были оформлены, подписывали бумаги на поставку за небольшое вознаграждение, а у поставщика самого первого уровня судом государственная регистрация признана недействительной. То есть никакого ТОО в принципе не существовало.
– Судя по объему сделки, можно смело заявить, что такого количества шкур, указанных головной фирмой в качестве экспортного товара, не найдется во всем Казахстане. Более того, эта сомнительная фирма требовала возврата суммы НДС из бюджета, завуалировав эту сделку как экспортную и требуя нулевой ставки, – рассказали нам налоговики.
Чтобы доказать эту схему обмана государства, налоговым органам пришлось потратить 3 года! В итоге сумма доначисленных налогов составила 24 миллиарда тенге.
В отношении предприятий малого бизнеса, которые также умудряются скрывать свои доходы, к примеру, любопытным нам представился так называемый метод хронометража, применяемый налоговыми органами к различным видам бизнеса, например, к салонам красоты, автомойкам, точкам общепита, цветочным лавкам и развлекательным учреждениям. Сотрудник налогового комитета приходит на объект проверки с ручкой и блокнотом и подсчитывает: сколько клиентов обслужили, за какое время, был ли выдан кассовый чек, сколько сотрудников работает и т.д. Исходя из этих данных и сданной отчетности, нетрудно подсчитать, какой примерно доход был сокрыт от уплаты налогов. Поговаривают, что однажды сотрудники салона красоты, за которым велось наблюдение, в течение целой недели выгоняли своих клиентов, чтобы только не показывать размеры выручки.
Другим методом выявления фирм и предприятий, работающих в тени, является камеральный контроль, то есть проверка исходя из данных, предоставленных самими плательщиками налогов. И если скажем, у вас указана одна сумма, а ваш партнер по сделке указывает совершенно другую – то это сигнал к более тщательной проверке. Так, на основе камерального контроля в 2011 году более 2 тысяч налогоплательщиков дополнительно уплатили в бюджет 35 миллиардов тенге. С другой стороны, для предпринимателей это возможность исправить ошибки без штрафов, лишь на основании полученного уведомления. Бывает же, что просто ошибся человек!
По мнению экономистов, чтобы снизить долю теневого бизнеса, нужно упрощать налоги для малого и среднего бизнеса.
– Государство, введя упрощенную систему налогообложения для малого и среднего бизнеса, облегчило жизнь предпринимателям. Однако я считаю, что необходимо пойти дальше, убрав сложный для начисления и подсчета КПН, заменив его налогом на сделку. И облагать таким налогом только крупные сделки, скажем, начиная со 100 тысяч долларов, – заметил Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ.
– Кроме того, нужно как-то решать проблему с зарплатой “в конвертах”, которая до сих пор является одним из способов увода денег в тень. Если подсчитать, то работодатель должен с зарплаты своего работника вычесть как минимум 31 процент налогов: 10 процентов индивидуального подоходного налога, 10 процентов в пенсионный фонд, 11 процентов социального налога с прибыли. Эту цифру надо тоже минимизировать, не трогая пенсионные отчисления. Тогда желающих платить налоги, возможно, станет больше. Мы к этому рано или поздно придем.
С 2017 года в Казахстане планируется ввести всеобщее декларирование доходов, когда вам придется объяснять, откуда вы взяли деньги на дорогой особняк, машину и путешествия. Когда таким декларированием будет охвачено все население, трудно сказать: я, мол, занял денег у соседа или родственника. Ведь ему в свою очередь тоже придется объяснять происхождение своих денег…