Некогда троллейбусная система в Таразе имела 10 удобных маршрутов, по которым курсировали порядка 80-ти троллейбусов, однако с годами предприятие пришло в упадок, сообщили в дирекции ТОО «Тараз-коммуналколик».
Как рассказал корреспонденту Казинформа директор ТОО «Тараз-коммуналколик» Керимхан Тамаев, троллейбусы в Таразе остановились в мае 2013 года из-за 5-миллионного долга за электроэнергию. «В июне из местного бюджета погасили долги, и движение возобновилось по двум маршрутам, - рассказал он. - Но тут «ТрансГазАймак» начал свою модернизацию и перекопал улицы, по которым двигались троллейбусы, повредил на многих участках электрические кабели. Когда же мы за свой счет восстановили, энергетики отказались подключать из-за задолженности в 2,5 млн. тенге».
По словам К. Тамаева, он обращался с предложением к депутатам гормаслихата помочь погасить долги предприятию. «Но нас поставили сейчас на продажу, вторая волна приватизации. Постоянная комиссия рассмотрела и сказала - раз парк продается, мы не можем выделить средства. Никто не поддерживает, чтобы троллейбусы ездили», - сказал он, отметив, что преимущества данного вида транспорта - в чистой экологии, отсутствии аварийных ситуаций (водители не обгоняют друг друга, как автобусы), большая вместимость до 126 человек.
Как отметил руководитель ТОО «Тараз-коммуналколик», на сегодняшний день троллейбусный парк Тараза имеет на ходу 13 прошедших техобслуживание машин в отличном состоянии. Кроме того, поддерживаются в порядке наземные электролинии, готовые к эксплуатации. Имеется производственная база около двух гектаров. Коллектив составляет 18 человек (было 42).
«Троллейбус всегда был дотационным. Каждый троллейбус привозит 9 тыс. тенге в смену, из этих денег 7,5 - 8 тыс. надо отдать за электроэнергию. Какая тут рентабельность? Каждый месяц нам нужна дотация за электроэнергию порядка 1,5 - 2 млн. тенге. До 2012 года из бюджета выделялись средства - 10 - 20 млн. на электроэнергию. В 2013 году дали только 4 млн. тенге» , - говорит К. Тамаев.
Руководитель ТОО «Тараз-коммуналколик» предлагал горакимату создать по примеру Алматы муниципальный автопарк. «В Алматы муниципальный автопарк объединил два троллейбусных парка с автобусным, и компенсирует затраты на троллейбусы», - поясняет он.
По словам акима Тараза Нуржана Календерова, городской бюджет не имеет средств на поддержание троллейбусов. «Чтобы реанимировать, нужны деньги, но средств нет. Идея о муниципальном автопарке неосуществима, так как нет автобусов. Хотели отправить в конкурентную среду - но цели не достигли. Сейчас парк включили в реестр госсобственности и выставили на торги», - прокомментировал он.
Троллейбусная система в Таразе появилась в 1979 году. Уже в 1991 году в городе насчитывалось 76 троллейбусов модели ЗиУ-682, курсировавших по 10 маршрутам, соединявшим центр города с Центральным базаром, «спальными» районами, отдаленным Телецентром, суперфосфатным заводом, фабрикой ПОШ и железнодорожным вокзалом. Это был самый удобный, дешевый и экологически безопасный вид городского транспорта.
В постсоветское время троллейбусная система несколько раз переходила из рук в руки, рост тарифов на электроэнергию и обслуживание подвижного состава довершили её кризис.