В связи с событиями вокруг Ирака

Чем ближе и реальнее становилась война в Ираке, тем актуальнее для многих стран звучал вопрос об отношении к процессу формирования новой коалиции, возглавляемой Соединенными Штатами. В этой ситуации, проблема "с кем дружить", постепенно переросла из тактической в стратегическую. Для России, Франции, Германии или Китая дискуссии с США и их союзниками по Ираку, помимо экономических причин, в значительной мере обусловлены необходимостью противодействия американской гегемонии, а также стремлением повысить свою роль в международной политике.
Так называемые малые страны, не имея возможности серьезно влиять на ход событий, тем не менее, косвенно вовлекаются в процесс решения иракского кризиса, и, выбирая один из двух путей разоружения Багдада, волей или неволей демонстрируют приоритеты в своей внешней политике. С точки зрения США, отношение тех или иных стран к вопросу об Ираке является своеобразной "проверкой на вшивость", и этот экзамен сегодня вполне успешно проходят многие государства.
По информации Госдепартамента США, обнародованной в минувший вторник, их позицию по Ираку открыто разделяют 30 стран, а "правительства еще примерно 15 стран согласились поддерживать Вашингтон негласно". В сегодняшнем обращении к нации Дж. Буш говорил уже о 35 государствах, оказывающих поддержку США в "военной операции против Ирака". Среди явных сторонников Соединненных Штатов и шесть бывших республик Союза: Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва, Узбекистан и Эстония.
Если Азербайджан до последнего времени пытался использовать обтекаемые заявления вроде того, что он "поддерживает усилия США, направленные на ликвидацию оружия массового поражения и скорейшее разрешение кризиса на основе Устава ООH", то остальные пять вышеуказаных стран каких-либо серьезных колебаний позволить себе не могли.
Так, грузинское руководство еще в прошлом году обратилось к Соединенным Штатам с предложением "помочь любыми средствами", в случае возникновения военного конфликта в Персидском заливе. А в феврале этого года президент Э. Шеварднадзе предложил Вашингтону на время кампании против Ирака разместить американские боевые самолеты на военном аэродроме Вазиани, более того, грузинская сторона считает важным создание на своей территории постоянной американской военной базы по окончании войны, разумеется, в обмен на моральную и финансовую помощь американцев, которые должны будут вытеснить россиян из региона. Вчера грузинский министр обороны Давид Тевзадзе вновь заявил, что Грузия готова сотрудничать с США в акции против Ирака в любой форме, если в этом возникнет необходимость.
Узбекистан, как известно, рассматривается Вашингтоном в качестве ключевой страны, в процессе стратегической переориентации центрально-азиатских государств на США. И для такого восприятия есть все основания. Во-первых, Узбекистан в 1999 году вышел из Договора о коллективной безопасности СНГ, а в начале октября 2001 года заключил соглашение с США, по которому американским войскам были предоставлены значительные полномочия в проведении антитеррористических операций в Афганистане с узбекских баз. Одну из них - Ханабад, США намерены арендовать в будущем на 25 лет (около 3 тыс. американских военнослужащих и 50-60 истребителей). Сумма ежегодной платы будет составлять $270-300 млн. Кроме этих денег, за использование узбекских баз администрация Буша предложила финансовую помощь в размере нескольких миллиардов долларов.
Примечательно, что Эндрю Коут, директор Pew Research Center и руководитель проекта по исследованию отношения к глобальным вопросам Global Attitudes Project, не так давно, комментируя результаты опроса, проведенного по проблеме восприятия США в мире, сказал, что, "недовольство Соединенными Штатами за последние два года выросло". По словам Коута, в этой тенденции растущего антиамериканизма есть два исключения и одно из них - "новый друг и союзник Узбекистан", который за последнее время "стал одним из главных получателей американской помощи". Неудивительно, что официальный Ташкент в этом месяце неоднократно заявлял о том, что "Узбекистан поддерживает США в стремлении разоружить Ирак". В ответ на проявленную лояльность, во вторник 18-го Дж. Буш прислал письмо И. Каримову с выражением благодарности за вклад в борьбу с терроризмом и поддержку политики Штатов в отношении С. Хуссейна, а также с обещанием не забыть "тех, кто стоял вместе с нами".
Что касается трех бывших прибалтийских советских республик, то стремление в ЕС и Североатлантический блок заставляет их проявлять порой чрезмерную активность в поддержке США и "новоевропейских" инициатив по иракской проблеме. Вслед за январским письмом лидеров восьми стран: Испании, Великобритании, Венгрии, Дании, Италии, Польши, Португалии и Чехии в адрес остальных европейских стран с призывом "поддержать США в борьбе против багдадского режима", на свет появилось заявление, в котором государства "Вильнюсской десятки", в надежде получить помощь Конгресса в процессе принятия стран-кандидатов в НАТО, весьма активно и положительно высказались за политику США в отношении Ирака. Риск лишиться возможности вступить в ЕС, о чем в последнее время намекали руководители Франции и Германии (по словам Ж. Ширака, "они упустили прекрасный шанс промолчать") не ослабил рвения новых европейцев и, в их числе, прибалтов. Более того, вероятно в связи с общей нервозной обстановкой в Европе, руководство прибалтийских стран в последние недели допустило несколько неосторожных замечаний в адрес Франции, Германии и России. В частности, премьер Эстонии С. Каллас, в статье в газете "Постимеэс", посвященной иракской проблеме, проговорился, что поддержка Эстонии линии Вашингтона в данном вопросе продиктована в том числе и необходимостью учета возможности "агрессии против Эстонии со стороны России".
Полностью противоположной позиции придерживается президент Белоруссии А. Лукашенко. Специфика отношений страны с Ираком и Соединенными Штатами, а также большая заинтересованность в членстве в ДКБ, конечно, не способствовали сохранению реальных возможностей для лавирования. Как неднократно отмечал А. Лукашенко: "подготовка Соединенными Штатами Америки крупномасштабных военных действий против Ирака без резолюции Совета Безопасности ООН - это прямой вызов мировому сообществу".
Украинское руководство несмотря на свои заявления о намерении отправить украинский химический батальон в одну из стран Персидского залива в случае войны с Ираком, четкого ответа на вопрос о поддержке США не дало до сих пор. Во всяком случае, в списке госдепартамента среди тридцати явных сторонников Штатов Украины нет. Справедливости ради, надо отметить, что сегодня Президент Л. Кучма заявил, что глубоко обеспокоен началом военной операции в Ираке и даже подчеркнул, что "Украина всегда выступала против решения мировых конфликтов вооруженным путем".
Кишинев иракскую тему комменирует редко, хотя президент В. Воронин отмечал, "что пути урегулирования иракской проблемы должны быть найдены в рамках Совета Безопасности ООН". Однако членство в ГУУАМ, где три страны-участницы из пяти уже высказались за поддержку США, а также проамериканское поведение близкой во всех отношениях Румынии (в которой считают, что "война в Ираке - благоприятный шанс не только для имиджа, но и для будущего Румынии", готовящейся вступить в НАТО), бесспорно, могут оказать влияние на позицию Молдовы в близком будущем.
Отношение Кыргызстана, Таджикистана и Армении к войне в Ираке определяется желанием сохранить расширяющуюся помощь США и не лишиться поддержки России, которая, кстати, недавно попыталась прозондировать степень надежности своих партнеров по ДКБ, предложив на последней встрече в Москве в качестве главной темы обсуждения проблему иракского кризиса. Впрочем, к этим странам можно применить бытующее утверждение о том, что в силу субъективных и объективных обстоятельств, они вынуждены соглашаться на сотрудничество со всеми, кто может помочь им "финансами, оружием, моральной поддержкой", при этом они часто попадают в "сложные и противоречивые ситуации".
Нейтральный Туркменистан, долгое время отмалчивавшийся по поводу американских военных приготовлений, недавно, в течение короткого периода времени, сделал два диаметрально противоположных заявления. Сначала, на встрече с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Голландии Я. Х. Схеффером, С. Ниязов отметил, что страна поддерживает позицию США по иракской проблеме: "Туркменистан следует той линии, которую выбрали США", а затем, уже на переговорах в Тегеране с президентом М. Хатами заявил: "Мы против войны в Ираке".
Позиция казахстанских властей по Ираку в последние недели была, как всегда, туманной и даже двойственной, хотя и не настолько противоречивой. В заявлении МИД республики, сделанном во вторник, говорится, что "Казахстан высказывает глубокое сожаление и обеспокоенность по поводу отсутствия единства в Совете Безопасности ООН по иракской проблеме". Отмечая, что республика "остается на принципиальных позициях поддержки ООН и выступает за решение ключевых международных проблем только в рамках этой организации", министерство делает довольно двусмысленное замечание, подчеркнув, что усилия международного сообщества по (мирному) разоружению Ирака "оказались тщетными, в том числе из-за деструктивной позиции иракского руководителя Саддама Хусейна". Однако далее в документе МИД спешит напомнить о том, что "Казахстан остается приверженным основополагающим принципам стратегического партнерства с США и надеется на дальнейшее развитие равноправных и взаимовыгодных связей с этим государством".
Сегодня, разумеется, существуют различные точки зрения по поводу эффективности многовекторной внешней политики государств центральноазиатского региона. Майкл Денисон, исследователь Казахстана и Центральной Азии из Лидсского университа, в интервью, опубликованном в "Новостях недели" еще летом прошлого года, отметил: "Подобная политика характерна для стран, которые хотят сохранить баланс и одновременно получать помощь со всех сторон одновременно. Однако в некоторых случаях многовекторность может оказаться губительной и не принести положительного результата. Например, на Западе из-за политических игр некоторые страны переходят в категорию аутсайдеров, и отношения с ними не приветствуются. Казахстан же дружит со всеми. Это может привести к тому, что вам перестанут доверять".
О справедливости данных слов можно будет судить лишь по прошествии определенного времени, пока же казахстанское руководство принимает срочные меры по обеспечению национальной безопасности. Как сообщило Казахское информационное агентство, "в связи с событиями, развернувшимися в последнее время вокруг Ирака", вчера в Астане под председательством президента Н. Назарбаева прошло совещание с руководством Правительства, Администрации Президента, руководителями силовых структур. На совещании Н. Назарбаев дал ряд поручений, "связанных с военными, экономическими и гуманитарными аспектами складывающейся ситуации".