Прямо-таки нехорошая традиция получается – как идут обильные снегопады, так обязательно на перевалах в Жамбылской области застревает автотранспорт. В итоге приходится перекрывать движение на такой важной трассе, как Западная Европа – Западный Китай.
Вперед не проедешь, назад не повернешь
Последнее тому подтверждение – ночь с 3 на 4 февраля, когда вблизи села Б. Момышулы Жуалынского района пришлось закрыть дорогу. Более того, в очередной раз в снежном плену оказались десятки машин и автобусов. Как сообщили в местном департаменте ЧС, спасателям в тот вечер пришлось вновь трудиться в сложных условиях непогоды. При помощи сотрудников местной полицейской службы ДВД, акиматов, РГП “КазАвтоЖол” из заносов было вызволено 15 легковых, 5 грузовых автомобилей и 1 микроавтобус. Некоторое время в снежном заносе оставались еще 3 микроавтобуса, 12 грузовых и около 30 легковых автомобилей. Пассажиров отправили в пункт обогрева при школе в селе Б. Момышулы.
– Мы собирались к родственникам в Шымкент, выехали в середине дня из села Жалпак-тобе, что недалеко от Тараза, – рассказал нам житель области Руслан ОШАКБАЕВ. – Погода в нашем селе была прохладная, но без осадков. Каково же было наше удивление, когда всего через полчаса мы наткнулись на обильный снегопад и практически нулевую видимость! Снег на перевале Шакпак шел крупными хлопьями, десятки машин не могли проехать из-за образовавшегося гололеда. Мы ждали целый час, пока расчистят дорогу! Было очень холодно, приходилось держать мотор включенным, чтобы печка в машине могла согревать всех людей в салоне. Но дорога не освобождалась, техника не справлялась со снегом. Тогда мы решили ехать назад, но сзади нас образовался затор из десятков машин! Мы были в ловушке. Благо вскоре подошли сотрудники ДЧС и попросили покинуть на время автомобиль, иначе мы могли переночевать прямо на трассе. Я спорить не стал – ведь бензина при работающем двигателе надолго не хватит.
Разбор полетов
По данным департамента ЧС, всего эвакуировали 270 человек, из них 35 детей. Для всех было организовано горячее питание. Затем 245 человек были отправлены в Тараз железнодорожным транспортом.
Скопление транспорта случилось и вблизи села Айша-биби Жамбылского района. Здесь в плену оказались 70 легковых, 35 грузовых и пять пассажирских автобусов. 67 человек были размещены в пункте обогрева в кафе “Оракбай”.
Сегодня обстановка стабилизировалась, снегопад прекратился, но обстоятельства происшедшего в понедельник разбирали на совещании в областном акимате. Глава области Карим Кокрекбаев справедливо отметил, что закрытие дороги – непопулярная мера.
Руководитель областного управления строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Адлет АХАТАЕВ пояснил, что с начала зимнего периода дорогу закрывали уже восемь раз.
– Особенно сложным в этом плане выдался октябрь прошлого года, когда на регион обрушились сильные снегопады, – сказал он. – Впрочем, конец минувшей недели также выдался непростым – пришлось вновь перекрывать движение по трассе Алматы – Ташкент. Дорожные службы снова работали в экстремальном режиме, спасая людей и вызволяя транспорт.
По его словам, к началу зимнего периода было подготовлено достаточное количество инертных материалов, которые должны были облегчить движение транспорта. По трассе Западная Европа – Западный Китай устанавливаются современные светодиодные знаки и электронные табло, сообщающие водителям о погоде в населенных пунктах. Но ввиду климатических особенностей в Жуалынском районе приходится прибегать к непопулярным мерам.
Согласился с ним в своем выступлении и руководитель местной полицейской службы ДВД области Бахытжан БЕЙСЕЕВ.
– Основная причина закрытия движения по трассам – нехватка снегоуборочной техники в период сложных погодных условий, – сказал он. – Кроме того, практически по всем категориям дорог хотелось бы видеть больше дорожных предупреждающих знаков.
Впрочем, по словам директора жамбылского филиала АО “НК “КазАвтоЖол” Кайрата КАРЕБАЕВА, в регион на подмогу прибывает новая техника. В ближайшее время ожидается получение еще трех единиц спецтранспорта.
Аварийность растет
Как сообщили корреспонденту “КАРАВАНА” в ДВД области, решения о закрытии дорог во время снежных бурь принимаются местной полицейской службой совместно с комитетом административной полиции МВД и департаментом чрезвычайных ситуаций.
Но к таким мерам стараются прибегать уже в том случае, когда техника совсем не справляется с очисткой трассы. Сейчас на дорогах области имеется 114 единиц дорожной техники.
Пока же приходится констатировать: к сожалению, аварийность на трассе Западная Европа – Западный Китай, проходящей по территории Жамбылской области, продолжает расти – число ДТП увеличилось в прошлом году на шесть процентов. Но в то же время на треть сократилось количество погибших при авариях. Это объясняется тем, что посреди трассы установлены криволинейные брусья – разделительные ограждения, которые помогают избегать лобового столкновения машин.
Жамбылская область