Об этом заявил недавно на конференции в Алматы вице-министр индустрии и торговли РК Галым Оразбаков, который с трибуны так прямо и сказал, что в таких условиях "на первый план выдвигаются вопросы политики государственного протекционизма реального сектора экономики республики".
Шесть последних лет, из десяти прожитых молодой республикой, потрачены на поиски оптимального варианта интеграции в мировой рынок, ведь большинство торговых операций в мире совершаются в рамках этой весьма солидной организации. К примеру, 144 государства являются полноправными ее членами, ими охватывается более 90 % мировой торговли. Еще свыше тридцати государств имеют статус наблюдателя, подавляющее большинство которых (включая Казахстан) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО.
По последним данным, 15 участниц из 33 членов, входящих в состав рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, готовы вести с нами детальные двусторонние переговоры по доступу на свой рынок казахстанских товаров - США, ЕС, Канада, Швейцария, Япония, Австралия, Латвия, Польша, Грузия, Болгария, Бразилия, Мексика, Чехия и Словакия, Эстония и Пакистан. К наиболее важным странам-членам ВТО в плане влияния на процесс присоединения Казахстана к ВТО называются все же США, ЕС, Япония, Канада, Австралия и Швейцария.
И хотя сроки вступления Казахстана в ВТО кажутся сегодня достаточно туманными, однако представляется небезынтересной официальная точка зрения на нашумевшую проблему.
Кого похвалит государство лучше всех?..
Как оказалось, самый главный и больной вопрос, стоящий перед властью сегодня - определить, каким отраслям народного хозяйства нужно помочь, чтобы не потратить силы и средства впустую и заработать на этом деньги в ближайшее время.
Кабмин твердо пообещал защиту интересов казахстанских производителей (хотя и не всем) по доступу товаров и услуг на отечественный рынок из-за границы. Таким образом, во-первых, гарантируется "защита приоритетных секторов экономики, исходя из имеющегося производственного и сельскохозяйственного потенциала"; во-вторых, "эскалация тарифов по степени возрастания добавленной стоимости в структуре промышленной и сельскохозяйственной продукции", и в-третьих, "выполнение обязательств по защите взаимных интересов в рамках Таможенного союза, исходя из согласованных тарифов Казахстана, России и Беларуси".
Казахстан на первоначальном этапе переговоров предполагает также запросить разрешение на применение специальных защитных мер относительно тех товаров, которые входят в категорию наиболее чувствительных. Данные товары и продукты питания являются стратегически важными, соответствующими условиям обеспечения продовольственной безопасности страны. В частности, к ним относятся производство птицы, масла сливочного и подсолнечного, муки, сахара и колбас. Пока предварительный список включает 86 товарных позиций.
В промышленности в перечень приоритетных секторов экономики включены следующие отрасли экономики с соответствующими средневзвешенными конечными уровнями связывания импортных тарифов: текстильная и швейная промышленность - 22 %, производство кожи и обуви - 64 %, производство кокса, перегонка нефти - 18 %, производство резиновых и пластмассовых изделий - 18 %, металлургическая промышленность - 16 %, машиностроение -17 %. Предполагается запросить переходный период для снижения тарифов на промышленную продукцию в 5-7 лет.
Политика определения ставок импортных ввозных пошлин на импортируемую промышленную продукцию должна учитывать реальное положение экономики Казахстана, включать необходимую защиту национальных производителей товаров и в перспективе оказать эффективное влияние на устойчивый рост промышленности, при соблюдении правил ВТО по созданию конкурентной среды.
Мы рыночные. Но недостаточно развитые
Иногда приятно цитировать отечественных политиков и чиновников. Получается как в игре "Нарочно не придумаешь". Вот г-н Оразбаков прямо с трибуны выпалил следующую цитату и всех крепко удивил: "Мы должны отдавать себе отчет в том, что хотя у Казахстана экономика рыночная, но еще недостаточно развитая".
А значит, вывод напрашивается сам собой: нам еще расти и оговаривать условия вхождения и общения, в смысле торговли, с внешним миром.
Сегодня антидемпинговые разбирательства со всеми вытекающими отсюда последствиями против казахстанской продукции - ферросилиция и металлов - ведут США, Аргентина, Китай, Таиланд и Россия. Изменение статуса страны в мире автоматически повлечет новшества в сфере разбирательств со страной. Хочется надеяться, приятные для нас.
А пока во всех секторах, за исключением, правового, аудиторского, банковского, страхового и туристического, Казахстан не применяет ограничений к деятельности иностранных поставщиков услуг. И режим работы для них нисколько не отличается от режима, предусмотренного для отечественных компаний.
И теперь, спохватившись, страна намерена применять ограничивающие меры в потенциально конкурентных секторах услуг - финансовом, банковском, правовом, строительном, транспортном и туристическом.
И наконец, страна не предполагает в ближайшей перспективе брать обязательства по отдельным видам услуг - профессиональным, услугам в области исследований и разработок, услугам, связанным с недвижимым имуществом, прочим коммерческим услугам, аудиовизуальным услугам и по оптовой торговле, услугам в области образования и здравоохранения, в области социальной сферы. Намечать планы развития отраслей, конечно, будут, но, развиваться они по большей части будут как бог на душу положит или рыночные законы продиктуют. Что в условиях нашей общественной жизни - почти одно и то же.
Лиха беда - начало диалога
О ВТО поговорить не любит разве что ленивый. Даже бабульки у подъезда рассуждают: "Да мы без ихней ВТО всю жизнь прожили - и ничего. И внуки как-нибудь да протянут, поди не глупей остальных". И все-таки послушать вице-министра на прошедшей недавно в Алматы конференции с представителями разных жанров отечественного бизнеса было о чем. Теперь уже предприниматели не могут пожаловаться, что государство не торопится ввести их в курс дела и сделать участниками переговоров - в конференции Министерство экономики и Конфедерация работодателей участвовали на равных.
До благополучного конца в этой сказке, как говорится, верст не меряно и годов не считано. И вопросов нерешенных превеликое множество. Кому, к примеру, как не мебельщикам лучше всех известно, что дороговизна отечественной мебели по сравнению с той же польской объясняется завышенными ставками налогов на импортируемые в нашу республику материалами для производства мебели, и уж никак не дороговизной самих технологических процессов в мебельных цехах. Сегодня дешевле привезти готовую мебель, а не фурнитуру или ламинат, из которых она собирается. Думаете, об этом никому кроме продвинутых бизнесменов неизвестно? Так об этом не слышит до сих пор разве что глухой. И таких примеров глухоты властей предприниматели могут привести великое множество. Разумеется, это все частности. Но из мелких штрихов постепенно складывается портрет целой эпохи, в которой нам суждено жить.
Но не все так плохо в нашем королевстве. Если верить представителям европейского бизнеса, то, к примеру, авторитетный словенский предприниматель в приватном разговоре заявил недавно, что после прибалтийских стран Казахстан на всем постсоветском пространстве кажется самым привлекательным как для жизни, так и для вкладывания инвестиций. Даже про Россию этого он сказать бы не решился.
До конца года Министерству индустрии поручено разработать индустриальную политику Казахстана на период до 2010. Естественно, что там найдут отражение и многочисленные оговорки развитие индустрии и льготы для некоторых отраслей в первые дни и годы вступления в ВТО.