«В Россию я уже точно возвращаться не буду»: как россияне адаптируются в Казахстане

В начале мая Федеральная служба безопасности РФ сообщила, что за первый квартал этого года страну покинули 3,8 млн россиян, из которых 205 тыс. уехали в Казахстан. А по официальным данным от МВД РК, с 24 февраля по 17 мая ИИН в Казахстане получили 34 960 граждан России. Однако стоит отметить, что наличие ИИН не говорит о гражданстве или виде на жительство в РК. Как пояснили в ведомстве, зачастую это связано с тем, что в России заблокирована процессуальная работа многих финансовых учреждений, что становится причиной обращения российских граждан к казахстанским услугам.

С начала ввода российских войск на территорию Украины прошло уже почти три месяца, и, как мы знаем и о чем нам говорят вышеприведенные цифры, обострение ситуации стало причиной миграции граждан России в разные страны. В силу объективно понятных причин выбор многих переселенцев пал именно на Казахстан. Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с несколькими гражданами РФ, оказавшимися здесь, о том, как прошла их адаптация спустя месяцы нахождения в Казахстане. Наши респонденты, пожелавшие остаться анонимными, рассказали нам, с какими трудностями они столкнулись при переезде и с какой теплотой и отзывчивостью их встречали местные жители. Наши собеседники поведали нам о том, что знали о Казахстане, а что – оказалось для них чуть ли не открытием. 

 

За три месяца мне никто не нагрубил

39-летняя Т. в прошлом работала научным сотрудником музея и куратором культурных проектов. Женщина переехала в Нур-Султан из Санкт-Петербурга около трех месяцев назад. По ее словам, решение о переезде было продиктовано известной ситуацией и реакцией на нее.

«В пять утра открыли карту Евразии, увидели Казахстан и цены на билеты – они были дешевле, чем на Кавказ, Босфор, европейских виз у нас не было. Мотивация – боялись режима ЧП и мобилизации, железного занавеса. Стыдно признаться – я мало знаю о Казахстане. Я знала об истории и археологии (например, о петроглифах), но о современной жизни – все-таки фрагментарно. Так вышло, что я просто мало интересовалась всей азиатской частью Евразии в принципе. Сейчас это узнавание происходит на повышенной скорости и не в качестве туриста», - рассказала наша собеседница.

Адаптация, по словам петербурженки, была тяжела в моральном плане, так как ей предшествовала потеря дома и вложенных на родине трудов.

«Но при этом есть и положительные моменты в том, что называется легализация. Я не знаю, с чем сталкиваются мигранты и приезжие в других странах, но в Нур-Султане легко было сделать ИИН, карту. Правда, с ИИН возникла небольшая путаница, но в итоге я все равно его получила. В официальных организациях все очень вежливы – помогут, расскажут, покажут. В банке сразу же сделали карту – прямо напечатали при нас. Адаптироваться нам помогали коллеги из профессионального сообщества – если бы не их помощь, думаю, все было бы намного сложнее», - продолжила Т.

Первым воочию увиденным впечатлением о Казахстане у россиянки стала скульптурная композиция в знак благодарности казахскому народу от корейцев в Актобе.

«Могу сказать, что все последующее время я вспоминаю это свое первое впечатление и только укрепляюсь в мысли, что так оно и есть. Все так и есть. Видимо, исторически казахи помогают всем, кто оказался на их гостеприимной земле. И я живу этой благодарностью внутри меня. Могу сказать, что я рада, что оказалась здесь.

Во-первых, люди, которые мне встречаются, – очень отзывчивые. За три месяца мне никто не нагрубил. В транспорте очень вежливые люди, уступают друг другу место, мужчины придержат лифт и дверь, незнакомые люди скажут «будьте здоровы». Я бы сказала, что бытовая культура в столице высокая. Это очень приятно, чувствуешь себя спокойно.

Очень красивые люди – и мужчины, и женщины. Очень много бегающих по вечерам людей (в ботсаду, например). Очень много физически развитых людей. В массе своей вся эта энергия спорта прямо влияет уже на меня. Ну и масса очень веселых детей – они тоже делают столицу живой и веселой. Особенно хочется поблагодарить казахстанцев в чатах по релокации. Отвечают на вопрос, заданный сотню раз. Спасибо тем людям, которые встречали приезжих, чтобы ввести в курс дела, рассказать о культуре и быте.

Я бы отметила тот факт, что я чувствую себя в безопасности. Даже если поздно идешь по Нур-Султану, нет ощущения неприятного. Также отмечу, что у вас очень вкусная еда. Правда, я еще не попробовала бешбармак. Я знаю, что местные казахи едят его дома, но пока никто не позвал в гости», - с улыбкой отметила наша собеседница.

Россиянка также призналась, что она в восторге от того, как в казахстанской столице популяризируют культуру и прошлое: в парках копии петроглифов, степных каменных баб, золотого человека, а видеоряд о природе Казахстане в ЭКСПО, по ее словам, просто невероятен.

«Хочется посетить все уголки. Всегда светит солнце – это просто невероятный подарок. Я даже уже немного привыкла, а я из города с серым небом большую часть времени. А вот пылевая буря была полной неожиданностью, но теперь я знаю, что лучше воду носить с собой. Очень понравилась выставка в галерее банка «Время восточное».

Не могу сказать, что мне что-то агрессивно не нравилось в «казахстанских реалиях». В целом я еще не так глубоко узнала местное сообщество людей, но не думаю, что мой взгляд кардинально поменяется. Также я не могу сказать, что чувствую в себе право быть недовольной. Я тут гость, и пока у меня нет друзей, я чувствую себя так», - сказала Т.

Наша собеседница также подчеркнула, что ей сложно судить о казахстанском менталитете.

«Скажем так, я не ощутила глобальной разницы, все-таки здесь есть общие исторические реалии. Также мне сложно сказать о «духе» – наверное, должно пройти еще больше времени для более глубокого и близкого общения. Нам очень помогает вот этот дух взаимовыручки и поддержки – точно предъявительный иероглиф казахов. Очень теплое общество. Менталитет – наверное, я бы выделила черту, которая мне постоянно бросается в глаза: это отцы, держащие своих детей на руках, в автобусах, парках, гуляющие с ними, огромные семьи в парках по выходным – все вместе. Видно, что это важная черта в обществе, проводить вместе время. Касательно украинских событий – чаще всего я слышу мнения водителей такси на эту тему, которые сводятся к тому, что «это – не наша война», - подметила россиянка.

Т. также призналась, что быстро нашла язык с местным контингентом и не испытывала трудностей языкового характера.

«В Нур-Султане русский язык звучит повсеместно. Поэтому я не испытала никаких сложностей и общий язык нашла быстро. Если я объясню, что пока не знаю казахского, то все, кто говорит на казахском, переходят на русский. Что касается казахского языка – я пока не могу улавливать его на слух. Просто не ловится и все тут. Но открыла для себя уроки на Youtube-канале «Казахский для русскоязычных» – очень интересная и запоминающаяся подача материала. Я знала, что Казахстан русскоговорящий, но думала, проблем при коммуникации будет больше. Конечно, двуязычие для меня очень удобно – тут даже скрывать не стану, но я прочла, что казахский язык очень древний, и его, конечно, надо изучать, популяризировать и сохранять. Пока я выучила несколько слов – «ас болсын», «рақмет» и еще четыре окончания казахского языка. Но основная проблема пока в том, что я не отделяю слова на слух. А вообще хотелось бы узнать культуру и природу Казахстана поближе, познакомиться с местными, в идеале – сделать проект или поучаствовать в проекте, посвященном культуре, древнему прошлому, современному искусству или исторической памяти казахского народа», - подытожила наша собеседница.

 

Казахстанцы – предельно вежливые, даже незнакомцы

С начала марта в Казахстане находится 41-летний М., научный работник гуманитарного профиля. Россиянин рассказал нам, что решение уехать в Казахстан было принято за несколько часов.

«Думать было некогда - выбрали из нескольких ближайших стран, куда можно въезжать без визы. Во многом выбор произошел случайно – на другие направления просто закончились билеты. Я был в Алматы в детстве, еще в 1991 году, тогда все очень понравилось. Запомнился сам залитый солнцем город, горы, в городе все цветет, и по арыкам текут маленькие реки прямо через центр.

В своей жизни – и по работе, и по учебе – я много раз сталкивался с казахами, либо приехавшими учиться из Казахстана в Россию, либо приехавшими на конференции и разные мероприятия. Впечатления от всех были самые лучшие – очень дружелюбные ребята, с некоторыми даже какое-то время переписывался», - рассказал М.

При адаптации в РК россиянину помогли коллеги из профессионального сообщества.

«Скажем так, основная проблема с адаптацией – это отрыв от дома. Нур-Султан – очень комфортный город, проблем на месте почти не было. Самое удивительное в городе – это семьи. Родители, гуляющие с 3-4 детьми, все помогают с колясками в транспорте. Очень много отцов, гуляющих сразу с несколькими детьми. В России это была бы очень необычная картина – сразу бы возникла мысль: «что случилось с их мамой?». А здесь это норма. И сами дети чувствуют себя свободно, меньше капризничают. Со стороны в парках это выглядит практически как семейная идиллия», - поделился мужчина.

М. рассказал, что непосредственное общение с местными жителями у него происходит не так часто, но кардинальных отличий он не заметил, поскольку всю жизнь общается с людьми из разных регионов России и совершенно разных национальностей. Своеобразие, по его словам, в основном заключается в речи, но и оно – небольшое. В целом казахстанцы показались мужчине предельно вежливыми, в том числе и незнакомые.

Говоря об ожиданиях в языковом плане, россиянин сказал, что боялся, что во многих местах ему придется объясняться «на пальцах», поскольку не знает казахского совсем.

«В реальности оказалось, что русский знает 100% встреченных. Даже в тех случаях, когда очевидно, что основной и родной язык для человека – казахский, без проблем общались на русском. Выучил сразу «салем», «рақмет». Дальше пока не было необходимости, но планирую вскоре выучить примерно 10 простых фраз из вежливости и интереса», - отметил мужчина.

Наш собеседник – научный работник гуманитарного профиля. С момента внезапного отъезда завершает работу на еще российского заказчика, но в ближайшее время планирует выйти на казахстанский рынок труда как специалист и надеется на успех.

«Ближайший год планирую оставаться в Казахстане и очень рассчитываю, что правила пребывания россиян не ужесточатся и останутся прежними. Дальше буду выбирать уже, скорее, не страну, а работодателя. Если получится профессиональная реализация в Казахстане, буду этому очень рад, если нет – то буду искать в другом месте», - сказал в завершение мужчина.

Если собираешься жить в стране – нужно уважать ее язык и обычаи

Молодая девушка А. в Казахстане с середины апреля. Переехав из Краснодара в Нур-Султан, она устроилась менеджером в ресторан.

«Решила уехать после начала полномасштабной войны с Украиной. Потому что не поддерживаю. И не хочу платить налоги, которые потом пойдут на убийство мирных жителей Украины. Думала недолго. Примерно месяц. А потом просто собрала вещи в походный рюкзак и отправилась в путь.

О Казахстане не знала ничего. Только то, что говорят в России. Но это оказалось полной ерундой. Мол, Казахстан – дикая страна, где нет цивилизации, технического прогресса и удобств. Страна очень религиозная и очень строгая по своим нормам допустимого поведения, особенно для женщин. А еще мне говорили, что меня тут украдут, изнасилуют и продадут. И что тут очень маленькие зарплаты. В общем, меня напугали как могли. И в России это глупое и ошибочное представление о Казахстане, к сожалению, очень устойчиво.

Но не будем о плохом. Моя адаптация прошла легко, проблем не было. Но менталитет все же совсем другой, и в этом плане было немного непривычно. Но люди очень отзывчивые и всегда готовы помочь. Сложности возникли лишь с оформлением документов и невозможностью сразу сделать банковскую карту», - рассказала А.

Девушка призналась, что впечатления от Казахстана главным образом хорошие, очень порадовал радушный прием, отзывчивость.

«Единственное – люди более скромные сами по себе. Менее громкие. Это непривычно. Но тоже не проблема. Если уважаешь других – получаешь уважение в ответ.

По духу казахстанцы мне достаточно близки, но не во всем. В вопросах отношений, семьи и других я не схожусь с устоявшимися мнениями в Казахстане. Во взглядах на жизнь, на ценности... Но, опять же, даже при условии, что у нас разные точки зрения, местные меня не осуждают и готовы принять.

Обсуждаю войну очень часто. Потому что для меня это очень актуальная тема. Чаще всего слышу поддержку своей позиции. В том смысле, что казахстанцы не поддерживают войну. Это очень радует. Собственно, поэтому я и тут», - поделилась россиянка.

А. также рассказала, что намеревается выучить казахский язык.

«Я волновалась, что будут проблемы с языком. Поэтому как раз я приехала именно в Нур-Султан – почти все тут знают русский. Казахского пока не знаю, но планирую выучить. Потому что, если собираешься жить в стране – нужно уважать ее язык и обычаи.

Я работник сферы общепита – менеджер. Работу тут нашла очень быстро – меньше чем за неделю нахождения здесь, в популярной сети ресторанов. Оценили меня высоко. Планируют помочь с оформлением РПП (разрешение на постоянное проживание). Зарплата хорошая, работа нравится, отношения с коллегами сразу сложились.

Мои планы связаны с Казахстаном. Я планирую остаться здесь жить. На ближайший год точно. А там – как получится. Но в Россию я уже точно возвращаться не хочу», - сказала наша собеседница.

 

Казахский – сложный язык в плане звучания

Уже более двух месяцев в Алматы уроженка Санкт-Петербурга Я. – девушка призналась, что вопрос о переезде в Казахстан был решен за несколько дней, когда работодатель порекомендовал уезжать из России.

«О Казахстане я знала не много. Но была здесь пару раз, у родственников мужа – он здесь родился. С адаптацией, как с некой игрой – каждый день проихсодит что-то новое. То карты не работают, то переводы. Детей нужно в сад, в школу, в больницу. Такие житейские задачи.

Что мне тут нравится? Радушные и отзывчивые люди, культурные подростки, отношение к старшим, кухня, природа. Не нравится то, как работают госструктуры», - отметила россиянка.

Девушка сказала, что поначалу чувствовала культурные и языковые различия, но сейчас чувствует себя вполне комфортно.

«Правда, иногда, конечно, не понимаю, как говорить с теми, кто почти не говорит на русском. Казахский для меня сложный язык в плане звучания. Я мало что могу повторить. Но в целом двуязычие – это отлично. Восхищаюсь людьми, которые свободно говорят на нескольких языках», - призналась собеседница.

На данный момент девушка находится в декрете и работу здесь искать не планирует.

«Хочу получить профессию и работать удаленно на Россию. Поэтому рынком труда пока не интересовалась. Муж продолжает работать на российскую компанию. Мы планируем эмигрировать дальше, Казахстан для нас временный вариант. Но на год-полтора задержимся», - сказала Я.

 

Находиться в России стало невыносимо

Еще одна наша собеседница – Л. является гражданкой Беларуси, но в последние годы жила в Москве.

«Мы с семьей в Казахстане с 5 марта. Решение переехать приняли быстро. 28 февраля начали думать о возможности улететь на время в Белград или Баку, а 2 марта уже купили билеты в Нур-Султан с пониманием, что уезжаем насовсем. С одной стороны, мы опасались радикальных событий – закрытия границ, мобилизации. С другой – находиться в России для нас буквально сразу стало невыносимо. Люди либо жили обычной жизнью, полностью игнорируя ужасную действительность, либо даже поддерживали «спецоперацию». Для нас это было очень тяжело, хотелось физически отделить себя от войны и поддерживающих ее людей настолько, насколько это возможно. Внезапно уехать сперва казалось глупым, но в какое-то утро после очередной душераздирающей новости мы решились супербыстро. Правда, сначала купили билеты в Баку и ожидали, что проведем там месяц, а потом будем смотреть, что дальше. Причиной переезда именно в Казахстан стала фирма мужа, которая объявила о закрытии московского офиса. Они предложили релокацию сюда, и тогда уже мы поняли, что назад не вернемся», - рассказала Л.

Девушка призналась, что представления о Казахстане были довольно слабыми и общими.

«О Казахстане почти ничего не знали. Я только слышала от дедушки, что летом там адски жарко, а зимой – люто холодно. Его отца репрессировали и расстреляли, а его самого с братьями и мамой сослали куда-то в Жамбыл. Для него это были трудные времена, поэтому о Казахстане он говорил неохотно и никогда не рассказывал ничего хорошего. Когда мы выбирали между Нур-Султаном и Алматы, я с удивлением узнала, что тут есть горы. Но в то же время я знала, что тут есть Чарын и красивые озера – мой друг как-то рассказывал о них с восторгом. В общем, знания о Казахстане были минимальные и фрагментированные, никакой цельной картины не было», - продолжила наша собеседница.

Девушка рассказала, что они с семьей прожили две недели в столице, а затем перебрались в Алматы.

«Первый месяц жили в отелях, там с адаптацией не сталкивались – все было похоже на странный отпуск. Какие-то небольшие трудности возникали с оформлением SIM-карт, счетов в банке, ИИН и с обменом валюты. Со всем этим нам помогали казахстанцы из чатов и просто люди на местах. Я была рада узнать, что люди здесь более открытые и отзывчивые, чем в Москве. Все это напомнило мне родную Беларусь и белорусов.

Я в восторге от всего, что видела здесь. Алматы теперь один из самых любимых городов. Мне не очень нравится, что автомобилисты здесь зачем-то много раз сигналят из-за ерунды и не все пропускают пешеходов, таксисты часто ведут переписку в мессенджерах во время поездки. Вот и все, что мне пришло в голову. Обо всем остальном впечатления только положительные. Город, на мой взгляд, идеальный по численности населения – уже достаточно большой и развитый, но и все еще уютно маленький. Безумное количество зелени, скверов и парков. Очень высокая пешеходная доступность, в том числе для маломобильных горожан – сравниваю в первую очередь с Москвой и Минском. Климат, горы, люди – все вызывает восторг», - рассказала нам Л.