Об этом рассказал в интервью "Известиям" директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи, академик РАН Александр Гинцбург, передает Tengrinews.kz.
По его словам, над технологией создания препарата работали три поколения научных сотрудников в течение 25 лет.
Изначально его планировали использовать для генной терапии, когда в организм вводится здоровый человеческий ген для замены поврежденного.
В 2014 году методику применили для конструирования векторных вакцин, в частности от вируса Эбола. Ее тестировали в том числе два года в африканской стране Гвинее, где был очаг инфекции, и она показала хорошие результаты по безопасности и иммуногенности.
Первый препарат от коронавируса на базе технологии стали разрабатывать 2-2,5 года назад.
- Мы получили задание на создание вакцинного препарата против другого коронавируса - так называемой MERS с летальностью порядка 40 процентов, гораздо большей, чем у COVID-19. Фактически мы довели эту разработку до окончания второй фазы клинических испытаний, то есть 220 добровольцев, насколько я помню, получили этот вакцинный препарат. Он продемонстрировал свою безопасность, высокую иммуногенность. И в это время фактически началась пандемия COVID-19. Поэтому те самые сотрудники, которые работали над вакциной против MERS, были переключены на создание препарата против COVID-19, - пояснил ученый.