В рай – без визы

А вот казахстанский альпинист и путешественник Андрей Гундарев побывал в декабре прошлого года в Эквадоре  и обнаружил там массу интересного!

Об этом он сегодня рассказывает читателям “Каравана”.

Эквадор давно привлекал своей экзотикой и относительной доступностью. Туристический рай, причем один из немногих, в который гражданам Казахстана виза не нужна. А посмотреть здесь есть что! Джунгли Амазонки, Галапагосские острова и Тихий океан, города с колониальной испанской архитектурой и, конечно же, красавцы вулканы Антисана, Каямбе, Котопакси и Чимборасо – все высотой от 5500 до 6300 метров. При этом последний еще и самая удаленная точка от центра Земли, удаленнее, чем Эверест. Хорошо, что этот вулкан уже не действует – ведь пока Чимборасо не потух, он был самым большим действующим вулканом на планете.

Меня и моего российского друга Юру встречали пустынные улицы эквадорской столицы Кито. Странно, ведь был рабочий день, население города – более 2 млн. человек. Оказывается, именно в этот день в Кито был выходной – день города, которому исполнилось 476 лет. Днем все готовились к празднику, а вечером по одной из центральных улиц Марискаля (это самый тусовочный и наравне с даунтауном безопасный район столицы) проходило праздничное карнавальное шествие с фейерверками.

Огромную толпу зрителей вдоль улиц, по которым шло праздничное шествие, разбавляла не менее внушительная армия полиции. А помимо них – уличные торговки сладостями, дети, висящие гроздьями на деревьях, чиновники из муниципалитета. И все же полицейских было явно многовато для мирного шествия.

Вообще, полицию и людей с оружием и в бронежилетах в Эквадоре встречаешь везде. Это удивляет, поскольку страна в криминальном отношении довольно спокойная, особенно в сравнении с соседними  Перу и Колумбией. Есть, правда, “специфический” город Гуякиль – центр кокаинового наркотрафика, но туристы туда заглядывают крайне редко.

Оставив основные экскурсии по Кито на потом, мы посвятили две последующие недели покорению вулканических вершин. Благо при желании можно облазить все высочайшие точки Эквадора дней за десять.

Инфраструктура горного туризма и альпинизма в стране очень хорошо развита. В первую очередь это отличные дороги (далеко не все центрально- и южноамериканские страны могут похвастаться их наличием), ведущие к национальным паркам, на территории которых находятся вулканы. Во-вторых, наличие высокогорных отелей-хижин по приемлемой цене и с хорошими условиями проживания. Из-за близости к экватору большинство восхождений совершается ночью, чтобы с рассветом повернуть с вершины вниз для безопасного спуска. Днем горное солнце очень злое, а снег на покрывающих вулканы ледниках превращается в кашу, повышая вероятность схода лавин, открываются ледовые трещины.

Отдыхать между восхождениями лучше всего в больших частных поместьях – гасиендах. Существуют даже специальные туры по самым старым и известным гасиендам страны. Хозяева их чаще всего потомственные землевладельцы.

А неподалеку от гасиенд легко можно наткнуться на традиционных и очень колоритных эквадорских чагра (ковбои), пасущих стада коров и лошадей.

По пути от Котопакси к Чимборасо проезжаешь через небольшие города, каждый из которых – на местном уровне! – чем-нибудь да известен. Амбато – город цветов и фруктов, в Пелилео  шьют неплохие джинсы стоимостью от 10 долларов и выше, Латакунга – город вечной пробки на Панамериканском шоссе, Сальседо – город мороженого. В Эквадоре “мороженое из Сальседо” – это всеми любимая марка. Домашнее или слегка фабричное мороженое продают по всей стране и довольно часто подделывают.

После того как программа восхождений исчерпана, вряд ли кто-нибудь откажется от отдыха в городке Баньёс, известном своими термальными источниками. Над городом в тропическом ущелье высится извергающийся последние 12 лет вулкан Тунгурахуа. Можно разместиться как в отелях в черте города и пользоваться общественными источниками, так и в нескольких довольно дорогих отелях со своими собственными термами. Мы нашли отель, который находится на горе, примыкающей к городу. Так что вечером, лежа в горячем бассейне во дворе, мы наблюдали за кипучим ночным городом с высоты 500 метров. А за спиной небо озарялось всполохами извергающегося вулкана. Фантастическое зрелище!

Попрощавшись с горами, мы отправились на Галапагосские острова – архипелаг в Тихом океане на расстоянии 1000 км от побережья Эквадора. Кроме того, что это один из самых известных заповедников мира, это еще и естественная лаборатория сэра Чарльза Дарвина. Наиболее удобной, если не сказать единственной, возможностью попасть на острова является перелет из столицы или самого крупного города страны Гуякиль на самый маленький остров Балтра, где помимо аэропорта ничего больше нет. Перед посадкой на рейс обязателен специальный досмотр багажа для улетающих на острова. В аэропорту Балтра нужно заплатить 100 долларов – это плата за вход в национальный парк (все острова архипелага – один большой национальный парк), за экскурсии придется платить отдельно. А уже перед экскурсиями – контрольный досмотр багажа на предмет наличия фруктов и прочей биологической заразы для островов.

В городе Пуэрто-Айора на острове Санта-Круз живут примерно 18 тысяч человек. Правительство заинтересовано больше в сохранении уникального заповедника, чем в увеличении туристского потока на острова. Поэтому развитие туризма происходит сдержанно, хотя работой обеспечена всего половина работоспособного населения городка. А ведь тут немало познавательных объектов для посещения. Например, станция Дарвина, где до сих пор изучают и разводят гигантских черепах. По пути к ней на берегу в манграх, прямо в центре городка, прогуливаются крабы, цапли, пеликаны, на пристани в порту нежатся морские львы.

По территории станции можно гулять круглосуточно. Мы начинаем от “елки”, стоящей возле центрального офиса станции. Точнее, от наряженного далекого экзотического собрата новогодней красавицы. А далее начинаешь обходить игуан, спокойно греющихся на тротуаре. За ними наступает очередь черепах, размеры которых поражали еще в детстве в Алматинском зоопарке. На станции Дарвина этих гигантов 10 штук, и поголовья поменьше не пересчитать.

Здесь же живет последний представитель одного из видов больших черепах, 300-летний сэр Джордж. Он настолько стар, что уже не может спариваться, да, собственно, и не с кем.

Ну и заканчивается все знаменитым Тортуга-Бэй (залив черепах, в данном случае уже морских) и одноименным пляжем.

Тортуга – это два пляжа, большой – на берегу залива и маленький – на берегу очень симпатичной лагуны. На большом, кроме сёрфинга, заняться нечем, а просто купаться не рекомендуется – волны могут унести в открытый океан. А вот на маленьком куча развлечений – можно поплавать на каяке, наблюдая за акулами и скатами, можно понырять с маской или просто позагорать, наблюдая за доисторическими ящерами – игуанами, морскими черепахами и фламинго. Главное, не забывать про солнцезащитный крем. Хоть здесь и не горы, а солнце по-прежнему очень злое. А если чуть-чуть пройти вглубь острова от пляжа и не обращать внимания на следы на песке, кажется, что попал в глушь и звенящую тишину, сравнимые, возможно, с глубинкой Сахары или австралийским бушем.

Самым распространенным видом отдыха на Галапагосах являются морские круизы от острова к острову продолжительностью около недели. Те же, кому не хватает на это времени и средств, могут заказать экскурсии в одной из туристических фирм, которых в городе очень много. К примеру, однодневный тур на остров Сеймур стоит 100 долларов. Вы плывете на катере к этому острову, где в компании опытного англоговорящего гида можете понаблюдать за большой колонией морских птиц, узнать много нового о живой природе. А можете искупаться в маске в обществе морских львов, тропических рыб и даже акул.

Про извергающиеся и спящие вулканы есть полулегенда, полупредсказание. В 1999-м было извержение Пичинчи (это вулкан-“мама” рядом с Кито), сейчас извергается “сынок” Тунгурахуа, а Котопакси – это “папа”, он должен начать извержение в скором времени. Последний раз Котопакси извергался в конце  ХIХ века. Но легенда на самом деле не совсем корректна. Дело в том, что все вулканы Эквадора – “мальчики”, кроме “мамы” Тунгурахуа и взорвавшейся около тысячи лет назад Куикочи (она, Куикочи, теперь ставшая вулканическим озером, присутствует в местных сказках как беременная женщина, которую бросил прохвост Котопакси).

Было бы неплохо перед поездкой в Эквадор выучить испанский. Общение с простыми открытыми местными жителями будет намного продуктивнее. И даже вполне реально самостоятельно комбинировать туристическую программу, куда можно будет включить и джунгли Амазонки, и индейцев, и перешагивание экватора…

“Высокий” альпинистский сезон в Эквадоре обычно в ноябре – декабре, плохая погода – в апреле – мае. В год Эквадор посещают до 1 миллиона туристов при населении страны в 13 миллионов. Большинство туристов – из США, Европы, Австралии и ЮАР. Российских альпинистов с каждым годом  становится все больше. А вот про Казахстан статистика молчит.

Андрей ГУНДАРЕВ, фото автора, Эквадор – Алматы, специально для “Каравана”