В поход за длинным рублем

Эксперты полагают, что многие отрасли страны могут остаться без ключевых специалистов.

Неутешительные прогнозы аналитики связывают с началом действия соглашения о создании единого трудового рынка Таможенного союза. Теперь не только казахстанские работодатели смогут принимать на работу специалистов из России и Беларуси, не получая разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Те же правила будут действовать и в отношении казахстанцев в Беларуси и России.

В отличие от жителей Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, которые готовы работать чернорабочими, трудовые мигранты из Казахстана – обычно высококвалифицированные специалисты среднего звена.

В Казахстане у них зачастую перспектив развития карьеры нет. Рынок труда слишком маленький, чтобы удержать уникальных специалистов достойными предложениями. Причем это не только управленцы, но и узкие специалисты, в основном технари, иногда – высококлассные слесари или механики. Если им предложат хорошие условия труда и достойную оплату, они уедут.

– Больше трети специалистов и управленцев среднего звена, которых мы опрашивали в Казахстане, уже имеют такой положительный опыт и готовы к новым переездам. Они уже уверены, что за работой можно и нужно ехать и ничего страшного в этом нет, – рассказала “Каравану” директор рекрутингового агентства “Анкор” по Казахстану Людмила БЕЛОВА. – В России они надеются получить новый опыт и знания. Тем более для переезда не надо изучать какой-то язык. Культура тоже понятна. А рынок более емкий – значит, больше возможности заработать и продвинуться по карьерной лестнице.

В основном готовы уехать специалисты технического профиля в секторе IT и телекоммуникаций. Они очень активно передвигаются, так как Казахстан отстал даже от России, не говоря уже о других странах. Хотят выехать технологи, работники предприятий по добыче и переработке металлов, урана, других полезных ископаемых. В России они будут иметь доступ к технологиям, к которым здесь им доступ закрыт, уверена Л. Белова.

Сколько таких специалистов в Казахстане? По подсчетам аналитиков, несколько десятков тысяч. Для Казахстана этого количества пока было достаточно. На российском рынке не хватает всех. Там сокращается население, но рынок все равно остается крупным, и такое число профессионалов будет малозаметным приобретением. Но в результате экономическое и техническое развитие Казахстана может приостановиться.

– Мы сейчас говорим не об эмиграции. Мы говорим о трудовой миграции. Ведь специалист может уехать на год, два, три. Он хочет получить знания и опыт, которые позволят более успешно работать в Казахстане. Но есть опасность того, что этот человек не вернется на родину. Дело в том, что в Казахстане сейчас провозглашают очень много разных инновационных программ и прорывных проектов. Но очень мало делается для их поддержки. Где специалисты для “прорывных” предприятий? Откуда их возьмут? Кто будет их обучать? Все это непонятно, поэтому у многих нет ощущения перспективы.

Между тем замены для будущих мигрантов пока нет, считает Л. Белова.

Ситуацию могло бы спасти профессиональное образование, но этой системы в Казахстане уже практически не осталось. Иностранные инвесторы наших сооте­чественников не особенно хотят учить. Им легче взять своего, уже готового специалиста. Поэтому мы продолжаем приглашать иностранных спецов и платим им немаленькую заработную плату.

А наши квалифицированные кадры пакуют чемоданы…

Алматы