" В плане так и было написано – кальянная комната": казахстанец рассказал, как строятся элитные коттеджи в Алматы

Таких объектов в Алматы полно – строят особняки для богатых. Всем известно, что зарабатывают на жизнь на этих объектах нелегальные мигранты.

Живут в ужасных условиях, питаются китайской лапшой и получают за адский труд гроши. Мне довелось пообщаться с одним из таких строителей.

Правда, он из Казахстана. Ведь строек много, а мигрантов регулярно выдворяют, и заказчикам приходится рассчитывать и на неквалифицированных соотечественников из глубинки.

– Ни фига себе неквалифицированных, – возмущается Андрей СОШНЯКОВ из города Саркана, что в 350 километрах от Алматы. – Как раз вот на таких небольших стройках нужно много чего уметь. Болгаркой работать, гвоздь забить, стену из кирпичей сложить – попробуй сам для интереса и посмотри. что получится. Раствор в корыте замесить – это не просто тяжелая работа, пропорции песка, цемента и воды тоже нужно хорошо знать. Да и собственно месить уметь.

– Я понимаю, что в глубинке с работой тяжело, ну а как на стройки в Алматы приезжие устраиваются, даже в городе не ориентируясь? Или наниматели сами по районам ездят?

– Мне позвонил из Алматы друг – пойдешь на стройку? Почему бы и нет. Рабочий был нужен не один. Поговорил с теми, кого лично хорошо знаю, и уже несколько лет мы, шестеро сарканцев, строим в Алматы двухэтажные особняки для небедных людей. Образовалась настоящая бригада, у каждого есть узкая специализация – водитель, сварщик, каменщик, и в то же время никто никогда не может сказать – это не моя работа. Каждый делает то, что в данный момент нужно делать. Главного у нас нет, все как-то само решается по ходу. Откровения гастарбайтера РК из Южной Кореи: Пока я работал там, все мои родственники здесь кайфовали

– Где приходится жить и что жевать? Правда ли, что заказчики держат своих работников в скотских условиях?

– Узбеки, возможно, так и живут. Но мы сами оплачиваем жилье и еду. Если кто-то из нас захочет, может снимать квартиру хоть в центре Алматы. Но мы ведь приезжаем работать, а не кайфовать. Побольше повкалываешь – пораньше закончишь.

“Домой” приходим только поесть да поспать, поэтому комфорт – это дело десятое.

Обычное жилье – это, например, комната в общежитии. Главное, чтобы шесть кроватей уместилось. Перед началом работы скидываемся и закупаем продукты. Мешок картошки, мешок капусты... Можно попросить аванс. Нас уже знают, поэтому с деньгами заранее никаких проблем. Готовим по очереди или по желанию – очередной повар на час раньше уходит с объекта и варит что-нибудь. Немудреная, конечно, получается еда, но ты же не дома. Ну а захотелось тебе сильно чего-нибудь вкусненького – сбегай да купи себе курицу гриль или донер.

– И сколько можно заработать?

Укладка одного кирпича оценивается в 20 тенге. В смете перед началом строительства рассчитывается абсолютно всё, до килограмма цемента и одного кирпича. Но если еще проще – наш постоянный менеджер перед началом работы говорит: мужики, на оплату рабочим выделено два с половиной миллиона.

Всё ясно – сдадим объект, нам привезут эти деньги. Разбросаем между собой и поедем домой или сразу на следующую стройку.

Но это я к примеру, объекты ведь разные по площади. Меньше объем – меньше заплатят, но закончим быстрее, а менеджер тем временем другой объект найдет. Сроки нам не устанавливают, сами работаем весь световой день. Неплохие деньги за такую работу, даже если учесть затраты на еду, квартиру и проезд. Ни разу не было, чтобы нас “кинули” или недоплатили. Зимой, правда, приходится отдыхать – очень холодно весь день на воздухе, а если снег или дождь – сидишь и ждешь, пока закончится. Но самое главное – очень короткий день.

– Ну а какой-никакой релакс? Ходят слухи, что мигранты на стройках, к примеру, анашой скрашивают свою нелегкую жизнь… Или водочкой, может быть? Есть же у вас выходные или нет?

– Так получилось, что “травкой” никто из нас вообще не увлекается. А поддатым или с похмелюги – как ты сможешь реально вкалывать на стройке?! Выходные иногда устраиваем по договоренности между всеми. Тогда кто бежит в компьютерный клуб на целый день, кто перед теликом лежит или в телефоне “зависает”. Постирать можно или в баню сходить, если душ надоел. Я женат, а кто-то может и газетку с объявлениями соответствующими посмотреть…

– Какие хоромы заказывают для себя очень богатые люди? Что-нибудь из ряда вон?

– Судя по планам, на которых всё очень подробно нарисовано – здесь окно, здесь туалет, а тут бильярдная, никогда за несколько лет ничего особенного не встречалось. Могут заказать гараж подземный, однажды под всем домом делали жилой подвал, то есть несколько нормальных жилых комнат. На одном этаже может быть четыре, шесть или восемь помещений. Разве что один раз в плане так и было написано – кальянная комната…

– Сельские мужики, конечно, на все руки мастера. Но ведь с нуля возвести двухэтажный дом – это не сарай у себя во дворе построить. Неужели никакого специального образования не требуется? В Алматы и землетрясения бывают…

– Ну, если бы мы плохо работали, нас бы не приглашали, так ведь? Мы только строим, чистовая отделка, полы, окна – это дело другой бригады. С нами постоянно прораб Мухтар, у него необходимые измерительные инструменты, он и сам смотрит, и мы спрашиваем, если что. Приезжают и заказчики, но это так… Обычно они в строительстве не разбираются и приглашают на сдачу дома комиссию из специалистов. На них, естественно, после сдачи-приемки ляжет вся ответственность, поэтому смотрят они всё очень внимательно и тщательно.

– Ну и работа у тебя…

– Работа как работа. Не тяжелее, чем любая другая в селе. Но она позволяет обеспечивать семью и думать о будущем – я не собираюсь всю жизнь работать строителем на вахте. Единственное, что сильно напрягает, – то, что долго не видишь жену и дочку.

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ