В паутине "заботы"

Д. Ахметов в очередной раз подверг критике работу различных государственных структур, которые только на словах поддерживают малый и средний бизнес, а на деле ставят ему всяческие препоны.
Вопрос о проблемах малого и среднего бизнеса, похоже, становится для наших чиновников одним из тех, которые относятся к разряду "вечных".
Вспомним - сколько уже лет муссируется этот вопрос, сколько Кабинетов министров сменилось за это время, а препон на пути малого бизнеса меньше не становится. Призывы руководства страны к чиновникам обратить внимание на него оборачиваются для бизнесменов настоящей паутиной "забот", которой ретивые чиновники "укутывают" со всех сторон малый бизнес. Да так, что потом ни пошевелиться, ни вздохнуть.
Примеров бессмысленного и вредного бюрократизма в реальной хозяйственной практике взаимоотношения малого бизнеса и местных административных органов - хоть отбавляй. Остановимся на некоторых из них.
Например, сегодня, вопреки здравому смыслу, сложилась порочная практика пересогласовывания целевого назначения земельного участка при изменении предпринимательской деятельности.
Например, предприниматель получил разрешение на проектирование и строительство здания, прошел все многочисленные согласования, сдал объект в эксплуатацию городским службам, зарегистрировал его в РГП " Центр по недвижимости", и при этом согласовал в акте на право собственности целевое назначение земельного участка - автосервис.
Но рынок есть рынок, конъюнктура меняется, и через некоторое время он решает изменить предпринимательскую деятельность на этом участке на торговлю. Но вот тут сразу - стоп! Оказывается, он не может перепрофилировать предприятие под другие цели, пока с самого начала не пройдет все "круги ада" пересогласований со всеми административными органами и службами.
Или - огромные штрафы, которым его потом могут подвергнуть на основании Административного Кодекса.
Парадокс ситуации заключается в том, что, казалось бы, автосервис является более "вредным", в санитарно-экологическом отношении, чем безобидная торговля, однако, согласно действующему законодательству, любое изменение целевого назначения земли под предпринимательскую деятельность без дополнительного, а по сути - повторного выбора и согласования, считается незаконным.
Малый бизнес по определению должен быть активным и мобильным, он, как никто другой должен реагировать на изменения спроса, на рыночные сигналы.
А значит, трансформация направлений его деятельности ему жизненно необходима! Но как ему жить, если на его пути ставится такой искусственный бюрократический "шлагбаум"? А вот пример того, как реагирует на возмущение и жалобы бизнесменов бюрократическая среда.
Акимат Алматы принимает постановление, в котором четко расписаны этапы прохождения процедуры пресловутого "пересогласования". Однако, при самом благоприятном стечении обстоятельств, предпринимателю все равно понадобится не менее двух месяцев для оформления прав на земельный участок в связи с изменением его целевого использования.
То есть, это такая бюрократическая уловка: вроде бы отреагировали на сигнал, но все осталось по-старому…
А ведь можно так организовать процедуру, чтобы все были довольны. Например, сгруппировать виды предпринимательской деятельности по трем основным категориям, по принципу возрастания ответственности: под "торговлю и услуги", независимо от их вида; под "производство" - любого направления; под "вредные в санитарно-экологическом отношении виды производства и услуг", составляемые по специальному перечню.
Причем, если предприниматель, к примеру, получил разрешение по 3-й категории, то в случае перепрофилирования его объекта под другой вид бизнеса по 1-й и 2-й категориям ему не нужно проходить процедуры пересогласования.
На проходившем совещании в правительстве Д. Ахметов отметил также, что сегодня очень слаба инициатива малого и среднего бизнеса в реализации индустриально-инновационной стратегии страны.
И не только оттого, что новые технологии недоступны таким предприятиям из-за их дороговизны, но и от полного безразличия министерств и ведомств к попыткам малого бизнеса пробиться к институтам развития, к дешевым кредитам, к новым формам освоения новой техники.
Вся сложившаяся фискально-бюрократическая система пресекает любые попытки деятельности бизнесменов в этом направлении.
Например - лизинг оборудования, который так широко рекламировался еще недавно и преподносился бизнесменам просто как панацея от всех бед технической отсталости. Однако посмотрим, насколько эти обещания соответствуют действительности.
Марат И., предприниматель из Актюбинска, рассказал, как он решил взять в лизинг станок для своего небольшого столярного цеха.
Согласно договору лизинга стоимость оборудования составляет 238 682 EURO, под 22% годовых.
Срок контракта - 37 месяцев. Ежемесячный лизинговый платеж - 1 314 407 тенге.
Погашение лизингового долга производится с дохода от эксплуатации этого оборудования.
Но прежде чем мы начнем получать доход, необходимо время, чтобы сформировать портфель заказов, обучить обслуживающий персонал, привить ему необходимые навыки, т.е. как показывает практика, необходимо, по крайней мере, 3 - 4 месяца на период подготовки, адаптации.
Предположим, что наконец этот сложный период завершен и оборудование действует.
Марат И. приводит следующие расчетные цифры:
Доход ежемесячный - 4 502 249 тг.
Заработная плата - 203 154 тг.
Материалы - 1 485 742 тг.
Накладные расходы - 407 755 тг. (соц. налог, аренда, банковские услуги, услуги транспорта, электроэнергия, ремонт, коммунальные услуги и т.д.).
Всего затрат - 2 156 652 тг., НДС - 416 070 тг.
Теперь налоги. Подоходный налог - 15 846 тг.
Налог на имущество - 10 000 тг.
Прибыль - 1 903 682 тг.
Налог на прибыль (30%) - 571 104 тг.
Чистая прибыль составит 1 332 577 тг. Из нее следует вычесть лизинговый долг - 1 314 407 тг. В результате получаем остаток прибыли - 18 170 тг.
Перед производственником встает вопрос, а стоит ли из-за этой незначительной суммы в 18 170 тг. расширять производство? Это ли стимул для малого бизнеса? Марат И., кстати, от такого "лизинга" отказался…
Поэтому сегодня стоит насущная задача не на словах, а на деле дать простор предпринимательской инициативе малого бизнеса, избавить его от псевдозабот чиновников, освободить его от разорительных налогов и сделать реальные шаги для его государственной поддержки. Например, принять закон, учитывающий, что если предприниматель полученную прибыль вложил в развитие производства, целесообразно эту реинвестированную прибыль освободить от "налога на прибыль".
Везде в мире делают так, если хотят поддержать производителя
.
Сегодня, заплатив с прибыли все необходимые налоги, предприниматель уже не имеет возможности развивать производство (у него не остается свободных средств после уплаты налогов и стимула для развития). Также, в целях легализации капитала необходимо понизить ставку налога на прибыль для производственников с 30% до 20%.
Вот это будет для них настоящей, деловой поддержкой от государства.