Авторы программы: Агентство финансового надзора, министерства финансов, экономики и бюджетного планирования, Национальный банк страны, вообще-то определили целью документа дальнейшее развитие рынка ценных бумаг, обеспечение его прозрачности и эффективности.
Но для всех очевидно, почему вдруг он появился на свет. Накопительная пенсионная система переживает кризис - остро сказывается фактическое отсутствие рынка акций, а на более-менее функционирующем рынке ценных бумаг не хватает качественных финансовых инструментов для вложения пенсионных активов.
Кроме того, создающиеся инвестиционные фонды, хотя потенциально у них отличные перспективы для развития, могут погибнуть в зародыше - опять-таки, из-за дефицита инструментария.
Именно поэтому президент страны уже не раз давал поручения правительству предпринять все меры для активизации фондового рынка и запуска рынка акций. Теперь, выходит, ответственные ведомства наконец предложили свой вариант развития экономической ситуации на ближайшие три года.
Ограниченность количества участников рынка ценных бумаг - одна из самых главных современных проблем.
Из 2875 акционерных обществ, по состоянию на 1 апреля в официальный список Казахстанской фондовой биржи были включены акции только 45, или 1,6 процента от общего количества. Количество действующих выпусков корпоративных облигаций на ту же дату составило всего 75, при этом 48 выпусков облигаций (29 эмитентов) включены в официальный список категории "А" и 11 выпусков облигаций (11 эмитентов) - категории "В".
Авторы документа ограниченность количества участников рынка связывают с тем, что слишком высоки транзакционные издержки листинговых компаний. Средний показатель обязательных ежегодных затрат составляет 22,4 миллиона тенге, что составляет 0,06 процента от среднего значения собственного капитала листинговых компаний. Им приходится платить за все: за консультации, за обязательный аудит, за публикацию в СМИ информации о своей деятельности и т.д.
Но системной проблемой стало поведение эмитентов на рынке. Акционеры, как правило, свои акции не перепродают, чтобы сохранить контроль над своими компаниями. С облигациями происходит то же самое: инвесторы удерживают их, как правило, до погашения, отнюдь не стремясь проводить спекуляционные сделки, которые, собственно, и должны развивать рынок ценных бумаг. Кроме того, казахстанские компании предпочитают развиваться за счет собственных средств или, в крайнем случае, за счет банковских кредитов. Проводить же дополнительную эмиссию акций или облигаций они вовсе не стремятся. Причин здесь не так уж и мало: несовершенство финансовой отчетности эмитентов, недостаточная открытость компаний, значительные издержки, связанные с выходом на организованный рынок.
Кстати, на фондовом рынке и государство до сих пор показывало не самый лучший пример: эмиссии государственных ценных бумаг проводятся время от времени, нерегулярно, доходность практически по всем бумагам ниже уровня инфляции, длинных инструментов, которые пользуются спросом у институциональных инвесторов, чрезвычайно мало.
Теперь, с принятием программы ситуация на фондовом рынке должна измениться в корне.
Во-первых, правительство должно обеспечить предсказуемость государственной политики заимствования. Прежде всего, выпуски ГЦБ будут осуществляться по определенному графику. Сроки размещения должны увеличиться до десяти и более лет. Доходность будет определяться с индексацией на уровень инфляции. То есть, теперь пенсионные фонды даже если не будут получать прибыль, то, по крайней мере, не будут терять пенсионные активы в реальном выражении.
Более того, досрочное погашение ранее выпущенных ГЦБ будет допускаться только в исключительных случаях и сопровождаться программой по конвертации активов инвесторов в другие ценные бумаги.
Во-вторых, казахстанские компании должны переходить на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), что должно обеспечить прозрачность их деятельности. Вообще, идея защиты прав инвесторов проходит в документе красной нитью. Именно поэтому и предусматривается раскрытие информации эмитентов перед инвесторами. Но и сами эмитенты получат некоторые послабления - будет оптимизирован порядок их регистрации, разрешена публикация информации о компании не в СМИ, а на web-сайте компании, будет усовершенствован механизм включения акций и облигаций в официальный список организаторов торгов.
В-третьих, планируется значительно расширить возможности для выпуска новых видов ценных бумаг. В частности, произойдет приватизация крупных государственных компаний, их дочерних организаций и часть госпакета будет продана на организованном рынке, что откроет возможности для их покупки пенсионными и инвестиционными фондами, а также брокерскими компаниями. В результате на рынке, как предполагается, начнут обращаться долевые ценные бумаги первоклассных эмитентов. Возможно, будут продана и часть пакета акций институтов развития - это Банк развития Казахстана, Инвестиционный фонд, Жилстройсбербанк, которые нуждаются в длинных деньгах, которые сегодня НПФ не знают, куда девать.
Принципиальным моментом программы являются меры по развитию производных ценных бумаг. Сегодня на фондовом рынке таких инструментов, позволяющих значительно снижать риски инвесторов, попросту нет. В ближайшее время в законодательстве будет унифицировано понятие производных ценных бумаг, а Агентство финансового надзора установит порядок регулирования совершения операций по хеджированию активов. Получив производные инструменты, НПФ смогут хеджировать свои риски и не терять доход в случае, например, валютных колебаний.
Кроме того, к отечественным компаниям, желающим осуществлять размещение своих ценных бумаг на международных фондовых рынках, будут установлены требования по обязательному предварительному включению данных ценных бумаг в официальный список казахстанского организованного рынка. То есть, это еще одна гарантия для отечественных инвесторов заполучить качественные финансовые инструменты в свой портфель.
Эти новшества значительно расширяют возможность для инвестирования пенсионных активов. Кроме того, по мере развития рынка ценных бумаг Агентство финнадзора обещает стать более уступчивым и пересматривать нормы инвестирования активов институциональных инвесторов в высоколиквидные ценные бумаги.
Так что уже в будущем 2005 году у НПФ, испытывающих значительные затруднения по доходному размещению пенсионных денег должно открыться второе дыхание. Главное, чтобы задуманное не осталось, как это часто бывает, на бумаге.