В ожидании варвара Деппа

Мама плакала

– Гульнара Булатовна, в СССР фильмы ассоциировались прежде всего с именами режиссеров. В отличие от западной традиции, где даже призы за лучший фильм на том же “Оскаре” вручаются продюсерам…

– Действительно, даже сейчас, когда мы перешли к производству кино по западному образцу, режиссер остается главным действующим лицом. А продюсер… Продюсер – это собственник картины. Он покупает или заказывает сценарий, выбирает режиссера, участвует в кастинге, подбирает съемочную группу… То есть создает фильм как продукт, зная, что этот продукт он должен будет продать.

Бывают разные продюсеры: одни позволяют делать режиссеру все, что заблагорассудится, и просто дают деньги. Другие создают фильм под себя, строго следят за процессом. Во втором случае нередки конфликты режиссера и продюсера. Если продюсер чем-то недоволен, ему не нравится отснятый материал, он может просто заменить режиссера…

– А как вы пришли в эту профессию?

– Еще в школе я мечтала стать кинорежиссером. Но во ВГИК можно было поступить, только имея два года стажа работы по профилю. И я, окончив школу с золотой медалью, пошла работать “хлопушкой” (помощник режиссера. – Прим. авт.) на “Казахфильм”. Родители были в шоке! (Смеется.) Мама плакала: “Такая хорошая девочка – и в эту богемную среду, где одни алкоголики и свободные нравы!” Через два года я поехала в Москву. Но ВГИК не окончила – родители со скандалом забрали меня домой.

– Не выдержали?

– Сказали: “Получи сначала хорошую профессию, а потом занимайся кино. Если захочешь”. И мне пришлось уехать. Я окончила журфак КазГУ, защитила диссертацию, преподавала в консерватории и… ушла в бизнес. В кино вернулась после того, как Булат Галимгереев предложил мне познакомиться с Сергеем Бодровым и поучаствовать в проекте “Монгол”. И я не жалею о том, что согласилась. Вообще в последнее время, особенно в Казахстане и других странах СНГ, наметилась тенденция к тому, что продюсерами становятся бизнесмены, любящие кино.

В казахстанской картине – Депп, Бардем, Бессон!

– Вы упомянули про то, что бывают разные типы продюсеров. А вы какой продюсер?

– Тот, который строго контролирует процесс. Продюсер, который обижается, когда режиссеры кивают, но все равно делают по-своему. (Улыбается.)

– Сколько проектов вы сейчас ведете?

– (Пауза.) Четыре. Готовлю пятый.

– И во всех выступаете как продюсер, который хочет контролировать процесс?

– Да, такова моя человеческая натура: мне всегда все хочется сделать самой. Я – Лев да еще родилась в год Буйвола – страшное сочетание, поэтому со мной лучше не связываться.

– Один из этих проектов, о котором ходит много слухов, “Возвращение варвара”…

– “В ожидании варваров”.

– Ну вот, видите, даже название исковеркали. А слухи такие: фильм о татаро-монгольском нашествии, режиссер – Люк Бессон, исполнитель главной роли – Джонни Депп, съемки уже начались. А как все на самом деле?

– На самом деле мы выкупили права на экранизацию романа “В ожидании варваров” знаменитого южноафриканского писателя Джона Кутзее – лауреата Нобелевской премии по литературе и дважды лауреата “Букера”. Эта книга очень понравилась Майклу Фицджеральду – известному американскому продюсеру, моему другу и партнеру. Фицджеральд во время своего приезда был потрясен Казахстаном и решил снимать этот фильм здесь. Мы вместе уже сняли один фильм – “В электрическом тумане” по роману Джеймса Ли Берка с Томми Ли Джонсом в главной роли. Сейчас идет постпродакшн.

Что касается “В ожидании варваров”, то проводится подготовительная работа. В частности, было сделано предложение Энгу Ли – режиссеру таких лент, как “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”, “Горбатая гора”, “Вожделение”, лауреату “Оскара”, “Золотого медведя” Берлинского кинофестиваля и “Золотого льва” Венецианского (дважды).

На главную роль Полковника планируется Джонни Депп. Майкл Фицджеральд с ним уже поговорил, и Джонни дал предварительное согласие. Теперь все будет зависеть от рабочего графика Деппа. Вторая главная роль – Судьи – была предложена замечательному испанскому актеру, дважды номинанту “Оскара” Хавьеру Бардему. Он тоже согласился.

– В каком качестве выступит Люк Бессон?

– Бессон давно дружит и сотрудничает с Майклом. Он хочет быть совместно с нами продюсером картины, а также стать дистрибьютором будущего фильма, то есть получить все права по распространению и прокату.

Научим снимать кино

– Фицджеральд, если не ошибаюсь, большой друг Джека Николсона и Шона Пенна. Можно ожидать их участия в проекте?

– По Николсону у Майкла другие планы, но какие, сейчас сказать не могу. Поверьте, это будет очень интересно. А что касается Пенна, то он недавно закончил свой очередной фильм Into the Wild, получивший две номинации на "Оскар".

– Когда начнутся съемки?

– Джон Кутзее сейчас сам перерабатывает роман в сценарий. Определимся с режиссером и актерами и уже осенью вплотную приступим к подготовке съемочного процесса.

– Помимо вас в качестве продюсера и того, что съемки пройдут в нашей республике, каким еще образом Казахстан будет представлен в проекте?

– На картине “В электрическом тумане” у нас работали 150 человек. Майкл сказал, что для съемок “В ожидании варваров” он привезет с собой только 20 человек – первый состав. А всех остальных будем набирать в Алматы. Я ему объяснила, что у нас проблема с профессиональными кадрами. Но он ответил: “Пусть это будут даже непрофессионалы, ничего не знающие и не умеющие, главное условие – любить кино так, чтобы считать за счастье работать на картине. Остальному мы их научим”.

Планируем пригласить Джека Николсона и Томми Ли Джонса

– “В ожидании варваров” – это будущее. А что в настоящем?

– Сейчас идет постпродакшн фильма “Тюльпан”, который снял Сергей Дворцевой – известный документалист. Это его дебют в игровом кино. Сергей родился в Южном Казахстане. Вернувшись на родину, он написал сценарий. И мы вместе с продюсером Карлом Баумгартнером, человеком, открывшим Кустурицу и Ким Ки Дука, сняли по этому сценарию фильм. Фильм, не побоюсь этого слова, гениальный! Но он не принесет вообще никакого дохода. Будем продвигать картину на Берлинский кинофестиваль. Думаю, “Тюльпан” ждет очень хорошая фестивальная судьба. Плюс получился очень красивый, ненавязчивый пиар Казахстана. У нас там есть героиня – девочка, которой во время начала съемок было 5 лет. Говорила она мало, в основном пела, и так трогательно, что даже французы, отборщики Каннского кинофестиваля, плакали.

– Каннского? Почему тогда вы хотите представить картину в Берлине?

– Там обычно наиболее ценится арт-хаусное кино. На Каннском фестивале все перемешано: в конкурсе может быть показано и авторское кино, и коммерческий блокбастер, который еще может получить какой-либо приз.

– Осенью прошлого года вы планировали запустить Алматинский кинофестиваль, первый из которых собирались посвятить американскому кино. Потом фестиваль перенесли на весну. Какова теперь его судьба?

– Программа уже составлена. С правообладателями договоренности достигнуты. Главные вопросы: когда и где? Мы хотели избежать осенью в Алматы наслоения трех кинофестивалей друг на друга. Поэтому и перенесли на весну. А сейчас со мной связался акимат Астаны и просит, чтобы мы увезли фестиваль в столицу. Обещают создать условия.

Планируем пригласить в Казахстан знаменитых актеров Джека Николсона, Томми Ли Джонса, Фэй Дануэй, режиссеров Питера Богдановича, Люка Бессона, Майкла Мура. Скорее всего, фестиваль состоится в конце июня.

Дмитрий МОСТОВОЙ