Небольшой поселок Коктума сиротливо прижался к берегу Алаколя. Когда-то это было большое и богатое селение – хорошая школа, большой Дом культуры, больница. Сегодня все эти здания, как и добрая часть поселка, находятся под водой.
Мы приехали в Коктуму осенью, когда туристический сезон уже закончился. Пустые улицы, безлюдные дворы. Самая крайняя улица, расположенная в двух метрах от берега, лежит в руинах. Несколько разрушенных домов повисли над пропастью. Трудно представить, что здесь когда-то жили люди. Пробираясь через груды обломков – обвалившиеся стены, поломанные стулья, столы и прочую домашнюю утварь, выходим к самому обрыву.
Вид на озеро открывается потрясающий!
Коварная красота
Спокойное озеро выглядит изумительно – нежно-зеленая водная гладь у линии горизонта сливается с синим небом. Но когда оно бушует…
Взбешенная ветрами вода с легкостью взлетает на высокие кручи и, словно играючи, разносит дома в щепки. Волна достигает 9 метров в высоту!
Весной такие порывы ветра особенно страшны, на озере начинается настоящее ледовое побоище, глыбы льда налетают на берег, сметая все на своем пути.
Кроме того, озеро растет. Только за один год вода приближается к жилым постройкам на 10–15 метров. В Алаколь впадает 11 рек, и объем воды значительно меняется из-за многочисленных селей, которые несут в озеро не только осадки, но и тысячи кубов грязевой массы.
А еще есть подземные туннели, по которым “Пестрое озеро” (так переводится слово “Алаколь”) сообщается с Балхашом. И если вода в Балхаше падает, то повышается уровень Алаколя. Старики говорят, что все эти изменения цикличны: озеро растет 12 лет, потом отдыхает. Сегодня ему, видно, не до отдыха…
Узнав о том, что в Коктуму приехали журналисты, поселок начинает оживать. Сельчане готовы рассказать обо всех своих проблемах – может, через газету удастся докричаться до властей?
– Этой весной нас затопило. Осень ждем со страхом, вода уже подмывает западную сторону поселка, – рассказывает местный житель Петр Мужчинин.
Каждый год из поселка уезжают несколько семей. Едут подальше от воды. Некоторые просто переселяются в допотопные мазанки в степи, ведь обустроить более достойное жилище они просто не в состоянии.
Помощи не ждите!
Еще два года назад, когда разрушительная волна смыла десятки домов, власти обещали помочь людям.
– Пострадавшим дали по двадцать листов шифера, на этом помощь и закончилась. Но как устилать крышу, если стен не осталось? Вода унесла с собой то, что люди наживали всю жизнь. На дне озера лежат кухонные плиты, шифоньеры… За несколько часов люди оставались нищими и бездомными, – вспоминает Петр Мужчинин.
– Волны вырывали огромные деревья с корнем, один такой тополь упал на крышу моего дома, – вторит ему Ержан Джаурбаев. – Вытащить дерево нам так и не удалось, нужна спецтехника. А скоро пойдут дожди…
Когда мы обратились в районный акимат, чиновники откровенно ответили: никакого возмещения убытков людям не было и не будет, пока не расщедрится республиканский бюджет...
– Местному бюджету не осилить такие суммы, – говорит руководитель аппарата районного акима Сергей Рафалович, – в среднем каждый дом стоит около 30 тысяч долларов, умножьте эту сумму на 60 домов, получаются огромные деньги. В год на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций у нас планируется всего 7–9 миллионов тенге. Но эти деньги идут на борьбу с многочисленными пожарами, на ликвидацию последствий селей…
Власти уверяют, что добились денег на укрепление береговой линии, правда, во сколько обойдется эта необходимая мера, не ответили. Чтобы защитить Коктуму, надо “одеть” в бетон 4 километра берега. Иначе поселок ждет судьба селения Камыс-Кала, который уже дважды полностью оставался под водой.
Нам бы зиму пережить…
Коктума возникла без малого сто лет назад и называлась тогда колхоз “Красный рыбак”. Главным занятием, судя по названию, было рыболовство. Сегодня вдоль побережья не осталось рыбы, последние два года рыбаки возвращаются с пустыми сетями.
Средний достаток обычной семьи в Коктуме – тысяч десять в месяц. Да и те деньги зарабатывают только в туристический сезон, который длится два месяца.
Сегодня в Коктуме осталось около 70 домов, традиционно здесь очень большие семьи, по 5–6 детей. Всех надо кормить, одевать, собирать в школу. В некоторых домах единственными кормильцами являются пенсионеры.
Конечно, бедно живут не все, есть дворы, где держат скотину, высаживают огороды в несколько соток земли. Но и это богатство они могут потерять в любой момент…
Не водой, так бульдозером…
Со следующего года в Коктуме начнется ревизия всех участков земли в связи с реализацией генерального плана. Об этом сельчане пока что ничего не знают. И недоумевают: почему им в этом году отказались легализовать земельные участки?
– Мы живем в поселке десятки лет и никогда не задумывались о том, что можем потерять эту землю. Но когда решили легализовать имущество, нам сказали, что нашего дома вообще не существует! – рассказывает Ержан Джаурбаев. – Живем и боимся, что со дня на день можем остаться вообще без дома.
По словам местных жителей, уже сегодня идут споры за земельные участки. Приезжие толстосумы пытаются воспользоваться тем, что у сельчан не в порядке документы, и забрать землю за гроши.
Но почему попытки узаконить свои права на землю не увенчались у сельчан успехом?
В районном акимате нам сообщили, что со следующего года всерьез займутся наведением порядка в водоохранных зонах. Согласно закону 50 метров от кромки воды – это уже как раз такая зона, и никакое строительство здесь не должно вестись. Но именно в этой зоне стоит большая часть поселка Коктума…
Теперь жители Коктумы боятся, что их признают самозахватчиками. И ту разрушительную работу, что начало озеро, доделают бульдозеры. Чиновники, они пострашнее любого цунами...
Александра МЫСКИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)