В омут головой – это страшно интересно

В Казахстан – на вечеринку

– Василий, вы бывали в Казахстане?

– Я был в Казахстане дважды. В первый раз в качестве ведущего мероприятия – приезжал буквально на один день для того, чтобы провести вечеринку. В другой раз я был у вас по приглашению одного высокопоставленного лица.

– Значит, представление о нашем футболе вы имеете?

– Честно говоря, это очень узкое представление. Не могу сказать, что смотрю казахстанский футбол или знаю силу вашей сборной. В данном случае вопрос заключается в другом: я знаю, что футбол в Казахстане только начинает развиваться. Учитывая не столь давний переход в европейскую зону, можно считать нынешнее состояние казахстанского футбола точкой отсчета. Есть успехи, но есть и очень серьезные проблемы: я об этом знаю от моих знакомых футболистов, которые играли в Казахстане. Поэтому некоторое представление у меня сложилось. Оно не слишком конкретное, но попробуйте меня переубедить в том, что футбол в Казахстане находится пока еще в нулевом цикле.

Врожденная грамотность

– Насколько мне известно, в журналистике вы оказались случайно?

– Если иметь в виду карьерный поворот, то да. С другой стороны, я, как и многие журналисты, имею филологическое образование. Не могу сказать, что никогда не примерял на себя журналистскую карьеру: я просто не учился журналистике. Также не могу сказать, что стремился на телевидение, но такую возможность никогда для себя не исключал.

– Профессия тележурналиста подразумевает грамотную речь и хорошее владение языком. Как у вас в школе было с русским языком и литературой?

– Я всегда хорошо учился по гуманитарным предметам. Не припомню случая, чтобы у меня была четверка в четверти по литературе. По русскому, может, и были: это зависело от учителя. Я никогда не учил правила, у меня так называемая врожденная грамотность: я без знания правил пишу достаточно грамотно. Но иногда учителя могли требовать эти самые знания правил, и тогда я мог “поплыть”.

– Мне кажется, что человек, который много читает, и пишет грамотно…

– Это не всегда взаимосвязано. Вы ведь не скажете, что кинорежиссер Георгий Данелия (снял фильмы “Афоня”, “Мимино”, “Осенний марафон”. – Прим. автора) читает мало. По-моему, он очень начитанный человек, а пишет страшно неграмотно. Он сам об этом рассказывал в своей книге.

Книги меняли отношение к жизни

– Знаю, что вы очень любите книги. Можете назвать ту, что произвела на вас самое большое впечатление?

– Были разные книги, которые в разное время оказывали на меня очень сильное воздействие. Это зависит от возраста. К примеру, в детстве, прочитав “Трех мушкетеров”, я очень сильно изменил отношение к жизни. Тогда это действительно была очень значимая книга для меня. В более старшем возрасте очень сильно изменила мое восприятие жизни книга советского писателя Юрия Германа “Дело, которому ты служишь”. Она произвела на меня впечатление сюжетными ходами, литературными решениями. Кстати говоря, я писал по ней свое выпускное сочинение. При поступлении в институт на первом курсе мне повезло прочесть книгу Фридриха Ницше “Так говорил Заратустра”. Тогда это было большой редкостью: такие книги не издавались и не продавались. Моему товарищу подарили ее антикварное издание на день рождения. Та книга глобально перевернула мое сознание. Я был удивлен тем, что можно мыслить настолько парадоксально.

“Не мог не смеяться”

– Что больше всего запомнилось из участия в съемках картины “День выборов”?

– Для меня это не стало каким-то особенным событием. Фильм снимался по пьесе, достаточно давно написанной артистами “Квартета И” для собственного театра. Было любопытно узнать, что можно приехать на съемки и целый день просидеть ради того, чтобы один раз войти в кадр.

– Какая сцена в фильме оказалась самой трудной?

– В фильме не было трудных сцен, потому что, если что-то не получилось, ты можешь сделать еще один дубль. А вот в театре для меня долгое время оставалась проблемной сцена, в которой трудно было удержаться от смеха. Я вообще очень смешливый человек, и меня рассмешить достаточно легко. В фильме эта сцена урезана и существует немножечко в другом виде. Помните, когда мой герой приезжает в воинскую часть и выступает перед солдатами? Так вот, в спектаклях генерала играют по очереди три актера. Один из них – замечательный актер Валерий Баринов (он играет роль генерала и в фильме. – Прим. автора), и вот я, попадая играть с ним в одном спектакле, не мог на него в этой сцене смотреть: мне сразу становилось смешно. Я начинал, что называется, ломаться. Самое главное, что не смотреть на него я тоже не мог, потому что мне очень хотелось: понимал, что упускаю что-то важное.

Цель – создать счастливую семью

– Помимо театра и кино вы еще участвуете в проекте “Что? Где? Когда?”. Мне кажется, нужна определенная смелость, чтобы в компании таких умных людей не бояться сморозить какую-нибудь глупость…

– В этом вы не совсем правы. Никогда не стоит бояться сморозить глупость. Я сам придерживаюсь в жизни такого правила, что лучше спросить глупость, чем стесняться и не знать ответа. В игре “Что? Где? Когда?” никогда не знаешь, что в итоге окажется глупостью. Я всегда следил за “Что? Где? Когда?” и даже не мог мечтать, что когда-нибудь получится сыграть в нее. По себе знаю, что решиться в зрелом возрасте на реализацию детской мечты требуется большая смелость. Но, поверьте мне, итог все окупает. Поэтому если тем, кто будет читать это интервью, представится такая возможность, соглашайтесь без раздумий. В омут головой – это страшно интересно. Если у вас не получится, вы потом об этом забудете. А если получится, то будете счастливы долго и глубоко.

– Еще какая-нибудь нереализованная мечта из детства осталась?

– Из детства, пожалуй, нет. У меня есть кое-какие мечтания, но не думаю, что об этом стоит рассказывать. Я гораздо в большей степени сосредоточен на жизненных ситуациях. Одна из них – создать счастливую семью.

“Сейчас важнее отобрать информацию”

– Как появилась ваша испанская специализация на футбольном канале?

– Это спонтанная история. С самого начала, когда на “НТВ Плюс” был только один спортивный канал, мы показывали три футбольных чемпионата по одному матчу в неделю: по пятницам у нас была Германия, по субботам – Испания, а по воскресеньям – Италия. На канале тогда работал Евгений Майоров, был приглашен Владимир Маслаченко, а третьим комментатором стал я. Маслаченко выбрал Италию, которую он собирался комментировать с Савиком Шустером. Что касается нас с Евгением Санычем, то по пятницам выходила программа “Футбольный клуб”, и было понятно, что мне, как совсем еще молодому человеку, будет трудно после одной серьезной работы браться сразу за другую. Вот так мы и распределились. Майоров с удовольствием взялся за Германию и до самого своего безвременного ухода из жизни комментировал этот чемпионат. Я с большим интересом взялся за Испанию. Сам себе сказал, что это выигрышный вариант, так как испанский чемпионат – самый длинный, и у меня будет больше работы.

– А если вдруг нужно будет отработать матч, к примеру, чемпионата Германии? Много времени у вас уйдет на подготовку?

– Нет, не очень много. Во-первых, я стараюсь следить за всеми чемпионатами. А во-вторых, многие зрители нашего канала долгие годы смотрят тот или иной турнир. И даже если я за неделю узнаю, какую игру чемпионата Германии буду комментировать, то вряд ли смогу удивить этих людей своими знаниями. Комментаторам сейчас гораздо важнее не находить новую информацию, а классифицировать, отбирать ее. Мы должны разбираться в происходящем и помогать в этом зрителю.

– “НТВ Плюс” есть куда расширяться, открывать новые специализированные каналы?

– Конечно, есть. Но сейчас совсем не то время. Наоборот, приходится ужиматься. Во всяком случае, в том, что касается расходов, а следовательно, и новых проектов. Поэтому чем-то конкретным я поделиться с вами не смогу.

Бывало, и перед микрофоном закемаришь

– Вам приходилось комментировать другие виды спорта кроме футбола?

– Да. Иногда кто-то из товарищей зовет за компанию. Так, я несколько раз попадал на хоккей с коллегой Розановым. Иногда диктует необходимость. На зимней Олимпиаде мне обязательно что-нибудь достается. Как правило, лыжи или биатлон – я в этих видах спорта сравнительно неплохо разбираюсь. Когда-то сам ими занимался, хотя, конечно, на сугубо любительском уровне, зато не без успехов. Мне случалось комментировать гандбол. Однажды работал на гонке яликов Оксфорд – Кембридж… Комментировал женский футбол. Это совсем другая игра.

– Случалось после тяжелого рабочего дня садиться к микрофону и от сильной усталости засыпать?

– Бывало. Не скажу, что это происходило обязательно вследствие тяжелого рабочего дня. Во всяком случае, кемарить приходилось.

Валентинками не разбрасываются

– Сколько валентинок раздарили на 14 февраля?

– Я всегда придерживался точки зрения, что дарить больше одной валентинки как-то глупо. В этом году я воздержался от таких подарков, мое сердце сейчас свободно.

– День святого Валентина не входит в число ваших любимых праздников?

– Мои любимые праздники – день рождения и Новый год. Еще я люблю устраивать праздники в своей передаче “Футбольный клуб”. В этом году ей исполняется 15 лет. В таких случаях всегда вспоминаю начало “Евгения Онегина”, строчки “давал три бала ежегодно”. Так вот, я даю ежегодно два бала. Летом, между маем и июнем, в произвольно выбранный день мы отмечаем годовщину программы. А накануне Нового года его, собственно, и отмечаем. Это всегда незабываемая вечеринка. К ней все готовятся, там всегда бывает очень весело и буйно.

Сергей РАЙЛЯН