В новый год - с новым правительством

Отставка премьер-министра, а с ним и правительства, обсуждаемая многими общественными деятелями и экспертами с октября месяца прошлого года, стала реальностью.
8 января 2007 года Премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов подал прошение об отставке. Президент удовлетворил прошение.
Согласно статье 70 Конституции Республики Казахстан, принятие отставки премьер-министра означает автоматически прекращение полномочий всего правительства, то есть в понедельник правительство в полном составе ушло в отставку.
Согласно Конституции РК, парламент Казахстана (на совместном заседании Мажилиса и Сената) дает согласие на назначение президентом премьер-министра страны.
Очередное совместное заседание палат парламента назначено на 10 января 2007 года, на котором президентом будет предложена кандидатура нового премьер-министра Казахстана.
Из числа претендентов на пост премьер-министра можно выделить следующие кандидатуры, обладающие реальной властью и авторитетом как в Астане, так и в регионах Казахстана:
Джаксыбеков Адильбек Рыскельдинович;
Есенбаев Мажит Тулеубекович;
Есимов Ахметжан Смагулович;
Какимжанов Зейнулла;
Масимов Карим Кажимканович;
Тасмагамбетов Имангали Нургалиевич.

Вместе с тем предложенные выше кандидатуры имеют разные шансы на занятие должности премьер-министра страны. В данном случае стоит отметить, что в списке присутствуют люди, чей авторитет, властные полномочия и амбиции несоразмерны с постом премьер-министра.
В то же время, обсуждая кандидатуру премьер-министра нужно принимать во внимание, что правительство во главе с премьер-министром представляет собой команду, которая назначается для реализации определенных проектов в масштабе всей республики.
На сегодня перед новым правительством и премьер-министром могут быть поставлены следующие задачи:
Внешняя политика:
доведение до логического конца процесса обсуждения кандидатуры Казахстана на его председательствование в ОБСЕ в 2009 году;
приближение к решению вопроса о членстве Казахстана в ВТО;
форсирование продвижения Казахстана к намеченным президентом целям (в том числе, к вхождению в состав 50-ти конкурентоспособных стран мира);
укрепление и продвижение на новый уровень статуса Казахстана в международных организациях, членом которых он является;
повышение статуса Казахстана в межгосударственных объединениях и союзах.
Внутренняя политика:
форсированный переход от статуса добывающей страны к статусу страны с развитым промышленным производством;
проведение административной реформы;
продолжение проведения политической реформы в разрезе республика/регионы;
решение вопросов по стабилизации социально-экономической ситуации в республике;
пересмотр политики применения сил органов правопорядка в решении административных вопросов, в которые вовлечены разные социальные слои населения, а также этнические группы и представители различных религиозных объединений.
Вполне вероятно, что представленные выше задачи не могут в полной мере отразить объем работы, ради которой и была совершена отставка премьер-министра, а с ним и всего правительства. Кроме того, не стоит ожидать, что в правительстве появятся новые люди. В большинстве своем в состав правительства войдут новые/старые министры, при этом замене подвергнутся лишь единичные позиции. Это по большому счету не касается силовых структур, которые де-юре остаются вне политики.
Принимая во внимание весь объем невыполненных обязательств и упущений в работе прежнего кабинета, на пост премьер-министра с наибольшой долей вероятности могут претендовать Джаксыбеков Адильбек Рыскельдинович и Масимов Карим Кажимканович. Учитывая практический опыт и длительное пребывание на политическом Олимпе, каждая из предложенных кандидатур имеет весомый шанс стать премьер-министром.
Стране нужен стратег, имеющий за плечами практический опыт, а также запас доверия, которое позволит решать поставленные задачи и действовать с учетом сложившихся обстоятельств, а также возможных политических последствий, как в рамках республики, так и за ее пределами.