– До 2005 года жил в Караганде, долго занимался торговлей косметикой и парфюмерией, – вспоминает Ерден. – Но меня всегда привлекало телевидение. Помню, шел на работу, купил “Караван” и увидел объявление о кастинге на реалити-шоу “Вторжение”, где казахстанцы, не имея средств, должны были передвигаться и выживать в странах Европы. Написал информацию о себе, отправил несколько фото, и буквально через два дня мне позвонили и пригласили в Алматы. Я прошел все отборочные туры и поехал с другими участниками в Европу. Правда, из-за моей расслабленности вылетел одним из первых.
– Что тебе дало участие в этом шоу?
– Главное, что я понял из этой поездки, – телевидение делают не боги, а простые люди! Решил, что смогу. Переехал в Алматы с полной уверенностью, что меня возьмут на ТВ. Но мест нигде не было. Наконец устроился на музыкальном канале. Но не телеведущим, как хотел, а администратором проекта. Параллельно меня приглашали на съемки в клипах. Говорили, что мой типаж и суровая внешность идеально подходят на роли бандитов, охранников! Конечно, я соглашался. Примерно в то же время мне предложили эпизодическую роль басмача в фильме Сатыбалды Нарымбетова “Мустафа Шокай”. Снимался с удовольствием, познакомился со многими артистами. Понял, что съемки в клипах, работа на ТВ – это другое. Кино – это то, что остается надолго в памяти, что смогут посмотреть и внуки, и правнуки. В день премьеры я сообщил всем родственникам, что сыграл роль, пусть и маленькую. Но меня ждало разочарование. Сцены, в которых я играл, не попали в окончательную версию.
– Но это же не стало причиной, чтобы опустить руки?
– Нет, конечно! Кино – очень трудоемкий процесс. Многие, попав туда и поняв, насколько это тяжело, говорят себе, что больше никогда в кино не пойдут. Но проходит пара недель, и начинаешь узнавать, где и что снимают. Я проникся кино. После музыкального канала работал в PR-службе на государственном канале, был директором телепроекта, но потом полностью ушел в кино. Только в прошлом году вернулся на телевидение. Предложили вести проект “Личный тренер” на спортивном канале. Я встречаюсь с известными спортсменами. С боксерами боксирую, с борцами борюсь, с фигуристами… катаюсь на коньках. Правда, на коньках стою, как пингвин, Денис Тен меня толкал в нужном направлении (смеется). Сам я занимаюсь тайским боксом, поэтому самая запоминающаяся передача – с моим земляком Сериком Сапиевым. Вот и совмещаю ТВ и кино.
– Какие роли в кино тебе доставались?
– Роли небольшие, из-за моих немаленьких габаритов играл то преступников, то батыров. В одном документальном фильме о последнем казахском хане Кенесары Касымове сыграл Сыпатай-батыра. Надеюсь, скоро выйдет художественный фильм “Аманат” Сатыбалды Нарымбетова. Эта история ученого, который в 40–50-х годах занимался исследованием о хане Кенесары. Его играет Санжар Мадиев. Я был одним из его 12 сподвижников – Бухарбай-батыром. Съемки проходили за Капшагаем, там, где снимали “Кочевника”, в ноябре как раз начались холода, снег шел. А мы – в железных шлемах, кольчугах, которые никак не греют. В принципе, я сыграл немало ролей, но лишь два проекта позволили мне считать себя актером.
– Дай угадаю! Сериал “25-й километр”, где ты сыграл главную роль?
– Точно! Первую главную роль. Я пришел в офис Игоря Пискунова, продюсера сериала. Как раз там находилась режиссер Эля Гильман. Она меня увидела и стала как-то странно рассматривать. И тут заявляет Пискунову: смотри, это же он! Бек – герой сериала – парень с периферии, добрый и большой. Меня утвердили. Потом стали подбирать жену. Ею стала актриса Айнур Ниязова. На этом проекте я работал с такими заслуженными артистами, как Владимир Толоконников, Жанна Куанышева, Газиза Абдинабиева, Саят Сакенов. Кстати, я впервые сыграл комедийную роль. Когда меня утверждали, Элю спрашивали: не боится ли она брать человека, который похож на бандита?
– А что за второй проект, который изменил твое мировоззрение?
– Фильм “Фэйк” режиссера Салтанат Мурзалиновой. Играю одну из главных ролей – героя-любовника. Если в сериале “25-й километр” все думали, как я, такой бандит, справлюсь с комедийной ролью, то тут переживали, как я, уже комедийный актер, сыграю богатого и жесткого бизнесмена. Он со всеми циничен, никого не любит, кроме одной девушки – главной героини.
– Кого тебе тяжелее играть – исторических или современных героев?
– Батыров мне достаточно легко играть. Надо делать яростно сверкающие глаза, передавать их эмоции. Самая трудная роль была все-таки в сериале. До этого у меня не было опыта в съемках в сериалах. Вернее, он был, но роли я получал небольшие – пару съемочных дней и слов немного.
– Сегодня ты можешь назвать себя профессиональным актером?
– Признаюсь честно, я не вижу себя актером. Да, я этим сейчас живу, мой потенциал растет. Но вижу себя больше режиссером. Может, пока это громко звучит, но плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Говорят, что режиссером может стать тот человек, которому есть что рассказать. У меня была разная жизнь, были взлеты, падения, потеря близкого человека. Мне есть о чем рассказать. А что может создать 21-летний выпускник, который только что получил диплом?.. Сейчас я много читаю, изучаю сценарное искусство. Хотел бы снять хороший фильм. Может, драму, которая бы заставила людей задуматься, многое осмыслить. Но фильм должен быть с хорошим концом.
– Ты – отец трех дочерей. Каково это?
– Классно! Моей старшей дочери Дарие – 14 лет. Она недавно уже снялась в одном сериале. Сказала, что хочет быть актрисой. Средней Алисе – 7 лет, она спортсменка – гимнастка. Самой младшей Медее – 4 годика. Тоже занимается гимнастикой. У меня замечательная семья, любимая и любящая жена Наталья. Каждый день у нас – праздник! Я один мужчина среди таких девочек, даже наша кошка – “девочка”!