Напомним, что как таковых четко очерченных государственных границ у Казахстана никогда не существовало.
Суверенитет пришел к нашей республики лишь чуть больше десяти лет назад - с развалом Советского Союза.
И за основу государственных границ РК тогда была принята политическая картография, оставшаяся в наследство от Союза - больше имевшая административное, а то и, по сути, условное предназначение.
Вот поэтому с 1991 года Республике Казахстан пришлось практически заново и официально устанавливать свои границы.
Процесс невероятно сложный, учитывая отсутствие подобного опыта у нашего государства и менталитет приграничного населения - в преобладающем большинстве случаев (на границе с Россией и Средней Азии) наши приграничные районы всегда являлись территорией глубокого тыла.
А тут вдруг вводятся, и порой очень жестко, режимные условия жизни. Отдельная тема - определение границ с Китаем. Здесь хоть и проходила прежде государственная граница, но ведь государства прежнего больше не было. А потому уже в первое десятилетие нашей стране пришлось в срочном порядке осваивать все нюансы делимитации, демаркации и прочих политико-географических тонкостей.
В 2002 году между правительствами РК и Республики Узбекистан были приняты соглашения о делимитации казахстанско-узбекской границы. То есть, достигнуты принципиальные договоренности о расположении границы, выяснен статус ряда спорных территорий, (в частности в Южно-Казахстанской области спорными являлись поселки Багыс и Туркестанец, - в результате делимитации Багыс остался под юрисдикцией РК, а Туркестанец отошел к территории РУ).
Однако после делимитации, так сказать, теоретического оформления границы, последовал следующий этап - демаркация. То есть практическое определение пограничной полосы уже непосредственно на месте, по всему ее протяжению.
Процесс демаркации сопровождается установкой государственных пограничных столбов по всей линии, а также при возможности - полосой отчуждения. Демаркацию границы (точное определение на местности всей линии границы) осуществляла совместная межправительственная казахстанско-узбекская комиссия. Для непосредственного монтажа столбиков с казахстанской стороны было создано три рабочие группы государственного предприятия "Казгеокарт".
Пограничные столбы устанавливались попеременно с узбекской и казахстанской стороны от границы. Соответственно расходы на установку столбов брала на себя та или иная сторона.
1 мая этого года процесс демаркации казахстанско-узбекской границы начался на южных рубежах нашей родины с Сарыагашского района.
В поселке Жибек-Жолы, в торжественной обстановке были установлены первые пограничные столбы.
К концу лета с казахстанской стороны установлено уже порядка 350 пограничных столбов, в основном в Сарыагашском и Махтааральском районах. Добавим, что с узбекской стороны, из-за возникших у них проблем с финансированием, установлено всего около 20 столбиков. Что, впрочем, никак не отражается на общем ходе демаркации.
До последнего времени в Южно-Казахстанской области демаркация осуществлялась на так называемых "свободных территориях". Проще говоря, линия не определялась в поселках и населенных пунктах, которые стояли непосредственно на границе (а таковых в ЮКО наберется около полусотни), и где демаркационные процессы связаны еще и с переселением людей, сносом жилья, оказавшегося на полосе отчуждения.
С начала осени этого года, впервые, межправительственная комиссия приступили к рассмотрению вопросов о демаркации внутри населенных пунктов Сарыагашского и Махтааральского районов.
На сегодняшний день, как сообщил член правительственной демаркационной комиссии Бексеит Дусебаев, в Сарыагашском районе эта работа полностью завершена. По большинству спорных территорий казахстанская и узбекистанская стороны пришли к компромиссу.
Так, в поселках Жибек Жолы, Коктерек, Ынтымак, участки с жилыми домами, ранее считавшиеся пограничным, целиком отошли под юрисдикцию РК.
Как прокомментировал Бексеит Набиевич, это стало возможным благодаря уступке узбекских коллег. Однако для сохранения паритетности, на следующих участках граница будет изменена в пользу соседнего государства.
В ряде населенных пунктов определено около 70 частных домов казахстанских граждан, которые после определения линии границы оказались на территории Республики Узбекистан. Такие дома, где проживает порядка 300 человек, в недалеком будущем предстоит снести. По заверению официальных лиц, хозяевам этих домов будут предоставлены компенсации, а также возможность переселиться в любой регион и город Казахстана, кроме Астаны и Алматы.
Однако механизм определения размеров компенсации, равно как и условия переезда - будет ли присвоен переселенцам статус оралманов, либо они пойдут под категорией обычных мигрантов, - еще не определен.
Между тем, с ноября количество переселенцев в приграничных участках значительно возросло. Этому способствовало то обстоятельство, что с осени Казахстан начал усиление государственной границы. В частности, были определены параметры полосы отчуждения - 50 метров. Таким образом, в связи с оборудованием полосы отчуждения в пограничных населенных пунктах, количество домов, оказавшихся в "мертвой зоне" и подпадающих под снос, возросло до 382, с общей численностью проживающих здесь семей свыше двух тысяч человек. Попали в полосу отчуждения также и значительные участки сельскохозяйственных и частных земель (свыше 1000 га).
Специальная казахстанская межведомственная комиссия по демаркации сейчас прорабатывает вопросы о механизме начисления компенсации. Но пока даже примерный размер компенсации никто назвать не может.
С другой стороны, комиссия рассматривает возможность сужения полосы отчуждения в населенных пунктов с 50 до 30 метров. Так хотя бы отчасти удастся сократить количество земель и строений, попадающих в нее. Но и этот вопрос еще до конца не решен, - органы юстиции должны до конца ноября определиться, не противоречит ли изменение полосы отчуждения законам и нормативным актам.
Так что пограничные проблемы в Южно-Казахстанской области вновь выходят на первый план.