В мечтах об автобусах, или Ни тпру, ни ну

Речь о жилых районах Усть-Каменогорска на левом берегу Иртыша, отмеченных на плане города под номерами 22 и 23. Ситуация с транспортом между ними и центром города обострилась настолько, что стала темой областного совета общественности. Предприятия-перевозчики привычно сослались на нерентабельность маршрутов. Общественники так же привычно заговорили о необходимости муниципального автопарка. Реальных предложений, как помочь окраине Усть-Каменогорска, не прозвучало.

– Ни дорог, ни освещения, ни одной площадки для детей, – рассказала жительница 23-го района Людмила ЛИТВИНОВА. – Огромная проблема с транспортом. В прошлом году был автобус, он делал по три рейса утром и вечером, охватывал район. Сейчас его нет.

23-й район – эпицентр проблемы. За последние годы по соседству вырос похожий район индивидуальной застройки – 22-й. Рядом – дачные массивы, которые на глазах заселяют семьи, переселившиеся из сельской местности. По мнению Людмилы, в целом населения в округе не меньше 10 тысяч человек, и с каждым годом оно только увеличивается:

– Почти в каждом доме – дети, но хоть бы раз аким города и его замы поинтересовались, как ребятишки добираются в школу! До остановки – несколько километров, как отправить школьника в мороз и метель? Кто-то договаривается с соседями, у которых есть машина, кто-то ловит попутку. Разве это нормально? Мы бесконечно жалуемся – и никакой реакции!

В двух километрах от 23-го района – трасса, по которой ходит пригородный автобус в административный центр Уланского района. По словам людей, даже если доберешься до остановки, почти нет шанса втиснуться в автобус. Каждая поездка в город и обратно – страшная нервотрепка. Но если жителям областного центра – ни уехать нормально, ни приехать, то чем тогда заняты в областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог, городском отделе пассажирского транспорта, центре управления пассажирскими перевозками? Чем занимаются всевозможные курирующие замы и советники?

С конца ноября в отдаленные районы начал вроде ходить маршрут № 53в: по три рейса утром и вечером, два – в обед. По официальной информации, курсируют три автобуса, по словам Людмилы Литвиновой, от диспетчера они узнали об одном. Люди недоумевают: зачем вообще нужен такой маршрут, у которого за бортом остались весь поселок и дачные массивы?

– Раньше автобус по объездной дороге охватывал 22–23-й районы и дачи, – рассказал местный житель Женисхан МАМЫТБЕКОВ. – А сейчас его пустили так, что до остановки надо идти 2 километра по пустырю среди бродячих собак. Получается, для нас маршрут бесполезен.

Для самих автопарков отдаленные районы – головная боль. Нет точных данных о пассажиропотоке, часах пиковой нагрузки, оптимальном маршруте, графике... Главное – нет интереса к рейсам на окраины (к тому же с плохими дорогами), которые по определению убыточны в сравнении с центром Усть-Каменогорска. Понятно, что предприниматели будут использовать любую лазейку, чтобы сократить затраты. Например, “сбиваться” с графика, пропустив пару рейсов… И по информации того же отдела ЖКХ и пассажирского транспорта, максимум, что грозит подрядчикам – расторжение договора. Только пугает ли это автопарки, давно поделившие между собой город?

– На совете общественности каждый раз говорят, что нужен муниципальный автопарк, – заключил старожил 23-го района Виктор ЛИТВИНОВ. – Но для этого необходимы колоссальные средства. Сможет найти их государство в непростое время? Может, чиновникам для начала выйти из кабинетов и увидеть реальную ситуацию на местах? У акимата к нашему поселку отношение, как к пасынку: не хотят ни видеть, ни слышать. Хотя здесь живут такие же горожане.

Усть-Каменогорск