В мавзолее покоятся 23 процента Ильича: как большевики провожали Ленина в последний путь

И только дедушка Ленин хороший был вождь

Известие о смерти Ильича потрясло не только молодую страну Советов, но и остальные государства, только успевшие привыкнуть к ленинской политике. Но для окружения Ленина эта новость неожиданной не стала.

Ещё в середине 1921-го у  Ленина появились головокружения, обмороки, его мучили бессонница и страшные головные боли. Сначала врачи объяснили недуг обычным переутомлением. Но болезнь стала прогрессировать. Обмороки участились, начались припадки в виде внезапных параличей, потери речи, проблемы с памятью.

Через два года вождь стал вести себя неадекватно. В июле 1923-го партиец Евгений Преображенский навестил Ленина в Горках.  Увиденное Преображенского сильно напугало, и в письме Николаю Бухарину  Евгений пишет:

«Старик стал капризен. Он находится в состоянии большого раздражения. Часто впадает в ярость. Особенно раздражается при появлении Надежды (Крупской)».

Положение ещё усугублялось тем, что Ленину выписывали много сальварсана. Этот препарат на основе мышьяка предназначен для лечения сифилиса, но врачи того времени активно использовали токсичное лекарство при многих болезнях, примерно как сейчас антибиотики. Считалось, будто мышьяк помогает и при вирусных заболеваниях, и при воспалениях в суставах. Это породило слухи о том, что Ильич страдал нехорошей болезнью, а контрреволюционеры активно распространяли подобные сплетни, чтобы дискредитировать Ленина. Но подобный черный пиар успеха не имел. В то время бытовым сифилисом заражались даже дети, через общую посуду, так что сам факт болезни не говорил не об аморальности, ни о распутстве.

Кремлёвские больные. Какими болезнями страдали советские вожди

При вскрытии тела признаков нехорошей болезни не были обнаружены, но органы были сильно повреждены солями висмута, мышьяка и ртути. Эти вещества содержались в лекарствах, которыми врачи лечили вождя мирового пролетариата. Причиной же смерти было названо кровоизлияние в мозг.

Свято место пусто не бывает

К январю 1924-го года, авторитет советской власти держался преимущественно на популярности Владимира Ильича, и его харизме. В Кремле всерьез опасались, что после смерти Ленина, доверие народа к коммунистам упадет. Оригинальное решение проблемы предложил доктор исторических наук Владимира Бонч-Бруевич. Он выходил из семьи священника, и прекрасно знал, что нужно простому, малограмотному и суеверному народу.  Бонч-Бруевич стал лепить из политика Владимира Ульянова, образ Ленина, как полубога, по тем же лекалам, как народы всего мира создавали своих божеств и мифических героев. Кроме того, в стране победившего атеизма, место святых оказалось пусто, и образ Ильича туда прекрасно вписывался.

Один из проектов Мавзолея представлял из себя грот с гробницей внутри. Это явная отсылка к пещере, где находилось тело Христа после распятия

Не будет преувеличением сказать, что на  тезисе «Ленин жил, Ленин жив, Ленин –будет жить!» держалась вся советская идеология. Точно так же древние народы верили в Геракла, дух которого не умер, после смерти тела. Верили в духовное бессмертие Беофульфа и Зигфрида из европейских саг, и вечную жизнь египетских фараонов, ставших мумиями, но ещё имеющими силы вмешиваться в дела простых египтян.

Недаром мавзолей на Красной площади, так сильно напоминает шумерский зикурат. Это было одним из условий конкурса, на создание усыпальницы вождя.

Своей архитектурой мавзолей обязательно должен был напоминать языческое святилище. Среди эскизов были предоставлены практически точные копии египетских пирамид, и сооружения, напоминающие древнегреческие храмы, и византийские усыпальницы, и даже искусственные пещеры, вроде той, где покоилось тело Христа после распятия.

Ещё один автор проекта предлагал поставить на Красной площади пирамиду, как у фараонов

Но комиссии больше понравился проект, вдохновленный вавилонским зикуратом. Первое строение из дерева, появилось на могиле вождя практически сразу, потом его сменило ещё одно, тоже деревянное, но более капитальное  сооружение, и лишь к 1930-му, на Красной площади возник всем нам известный мавзолей из мрамора и гранита.

Мумиё моё!

Идея бальзамирования тоже была не случайной. Бонч-Бруевич знал, как трепетно верующие относятся к нетленным мощам, где разложение не тронуло тело, хоть плоть заметно высохла и сморщилась  Легко представить, как народ воспримет зрелище, где Ленин и через десятилетия выглядит как живой. С 1881-го года, в медицинском  музее Винницы уже почти 40 лет хранилось забальзамированное тело доктора Николая Пирогова. Хоть это и был просто медицинский эксперимент, среди жителей Винницы и окрестных сел, ходили слухи, будто доктор был святым. Так почему бы не использовать эти технологии бальзамирования на благо большевизма?

Параллельно, с новостью о бальзамировании, в газетах печатались заключение ученых, что раз советская наука смогла сохранить нетленным тело Ленина, то совсем скоро найдет и способ его воскресить.

Ход был очень сильным. Практически у всех народов мира, есть предание о спящем мифическом герое или полубоге, который скоро проснется, и принесет счастье своему народу. Например, в Праге до сих пор жива легенда о рыцаре Брунквике, обещавшим после смерти подняться из вод Влтавы, когда чехам будет совсем тяжко.

Временное фанерное строение на месте нынешнего мавзолея уже напоминало вавилонский зикурат

Но в героев слепо верят, а тут любой сможет лицезреть «спящего» Ленина.

Не случайно и положение, где установлен саркофаг. Тело вождя покоится ниже уровня земли, то есть там, где  по народным поверьям и должен находится мертвый. Хотя, землей он не засыпан, то есть тело находится там временно.

Любопытно, что сам Бонч-Бруевич был радикальным атеистом и материалистом, он не верил ни в какую паранормальщину. Но психологическое воздействие сакральных объектов на верующих историк изучал очень детально.

Устами младенца

Впрочем, создание образа Ленина, как некого полубога начиналось еще при жизни вождя. Больше всего такому виду пропаганды были подвержены дети. Они о кровавом царском режиме слышали только от родителей, а  родители уже сами не помнили, что творилось в Российской Империи до Первой мировой.

Если верить этому изданию, то дети считали Ленина сверхчеловеком

В январе 1925-го, ровно через год после смерти Ильича, из типографии вышла книга «Дошкольники о Ленине». Материал для нее собирали в первые два месяца, после похорон вождя.

Шестилетнего Сашу авторы сборника встретили недалеко от Дома Советов. Он с мамой пришел на прощание с дедушкой Лениным. Мальчик сильно плакал, и повторял:

-Без Ленина жить будет нельзя. Раз Ленин умер, то весь мир скоро умрет, и солнце, и луна и звезды.

Витя, которому семь с половиной лет, держался более стойко. Мальчик утверждал, будто плакать сейчас нельзя, чтобы буржуи не радовались.

Пятилетний Коленька деловито рассказал авторам сборника, что у Ленина сильно болела голова, от чего он умер. А голова болела, от того что много работал и часто думал, как сделать людей счастливыми.

Митя, который старшее брата на год, немного дополнил эту версию. Он утверждал, что дедушка Ленин заболел от того, что в него стреляли. Якобы врачи тогда пулю вытащили, а пистон в голове остался. И вообще, когда бандитов, которые стреляли в Ленина, поймали, они плакали, извинялись, и говорили, будто не знают, что стреляли в Ильича. Будто бы буржуи дали им много денег и сказали - стреляйте в того дядю.

-А русский человек никогда в жизни не смог бы в Ленина стрелять! - добавил Митя.

Иллюстрация из книги "Дошкольники о Ленине". Так дети видели похороны вождя

Шестилетняя Катя, пообещала, что когда вырастет, попросит у своей врачихи, тети Люды, лекарство, напоит им Ленина, и тот снова оживет. А Ленин умер, потому что врачи не позвали тетю Люду его лечить.

Потом авторы сборника спросили, что хорошего Ленин сделал для ребят. Малыши наперебой загалдели:

- Он придумал больницы и школы!

- Приказал давать нам еду и делать игрушки для нас, а не только для буржуев.

- Если бы не Ленин, то нас бы царь просто так бил. И маму, и папу. Всех! А буржуи пришли бы и нас убили.

Один мальчик даже заявил, будто бог не любил Ленина, потому что Ленин сильнее и добрее его. Дескать, бог только обещал людям хорошую жизнь, и никогда не помогал. А Ленин всем помог. Теперь жить станет плохо, потому что бог станет людям мстить, а Ленин не сможет заступиться.

Вот какую дикую смесь в неокрепшем мозге ребенка может дать гремучий коктейль из строгого религиозного воспитания дома, коммунистической пропаганды и воинствующего атеизма с антирелигиозных плакатов.

Это есть наш последний и решительный бой

Впрочем, нельзя обвинять детей в том, что они стали жертвой назойливой пропаганды. В таком возрасте критическое мышление отсутствует и малыши верят всему, что говорят взрослые.

Брошюра с "народными" легендами" переиздавалась больше 10 раз

Совсем другое дело, когда новую мифологию создают солидные старцы. В том же 1925-ом, из московской типографии вышел еще один «шедевр» под названием «Ленин и Кучкук-адам. Народное сказание». Имя автора сего творения история не сохранила. Если верить аннотации, то этот сюжет на всех языках перепевают акыны Средней Азии, а этнографы только составили синопсис на русском.

В этом эпосе ханы всего мира корчились в судорогах с того момента, как только родился Ленин. Они пытались нанять лучших убийц, но те в ужасе отказывались от пудов золота, только узнав, на кого от них требуют поднять руку.

Лишь самый мерзкий колдун на свете Кучкук-Адам оказавшийся переодетым шайтаном,  согласился погубить Ленина.

Далее описывается эпичная битва в степи. Кучук-адам насылает на Ленина гром и молнии, призывает хтонических чудищ из самой преисподней, но Ильич повергает их чудесным мечом. Степные животные как могут помогают Ленину. Птицы приносят целебные травы, сайгаки поят уставшего Ильича молоком, лисы и волки зализывают ему тяжелые раны.

Но Кучук-адам превратился в женщину, отравил пулю ядом змеи, появляющейся на свете раз в сто лет, и тяжело ранил Ленина. Но тут сама змея не выдержала такого беспредела и осталась недовольна, что ее яд был использован так подло, поэтому она появилась на земле раньше срока и ужалила проклятого колдуна. Ильичу же пресмыкающееся принесло черный камень, который тут же исцелил борца за счастье народа.

В первом издании книги  встречаются узбекские, таджикские, казахские и киргизские слова. То есть, скорее всего «эпос» был состряпан человеком, который, возможно и не бывал в Средней Азии.

Зато, в переиздании 1930-го года, все эти ляпы были подчищены, и книгу назвали «туркменским народным сказанием», записанном в 1925-ом году в согдийском городе Канибадам. Соотвествено и многие имена в книге стали туркменскими. Упоминания Преисподней и шайтана из книги беспощадно вырезали, так что стало непонятно, чего это одни мифические существа Ленину помогают, а другие вредят. И битва в степи стала менее эпичной. Одно дело убить самого шайтана, а совсем другое колдуна, который подрабатывает киллером.

Сказка ложь, да в ней намек

Если имя автора «народного среднеазиатского эпоса» история не сохранила и сейчас трудно судить было ли это фальсификацией по госзаказу, или какой-то акын в самом деле нашел вдохновение в сложившейся политической ситуации, то определить, чьей фантазии принадлежит «казахская народная  сказка» про Ленина труда не составило.

Ленин, Сталин, Хрущев: кого из них любили казахи

Этнограф Файзуллина записала её якобы со слов степнячки в ауле на восток от Оренбурга, то есть на территории современной Актюбинской области.

В отличие от «эпоса» эта «народная» сказка, не может похвастать динамичным сюжетом.

Тут Ленин-батыр, всего лишь пришел в трусливому Николай-хану (то есть Николаю Второму) и предложил ему трудный выбор: либо биться до смерти, либо поделиться.

Ленин-батыр предложил Николай-хану забрать себе белую кость, то есть баев и купцов, да еще и все из богатства в придачу, а ему отдать черную кость, то бишь простой народ.

Глупый и трусливый Николай-хан с радостью согласился. Но радость была преждевременной. Белая кость работать не хотела и не умела, и  вскоре вся вымерла от голода, да еще и хана уморила. А черная кость, быстро построила новый мир, где все  бесплатно могли брать еду и одежду, сколько душа пожелает. Ленин-батыр только научил, как это делать правильно.

Кажется, так доходчиво идеи марксизма-ленинизма простому народу еще никто не объяснял.

Похожая тенденция сохранялась во многих регионах СССР вплоть до Великой отечественной. Графоманы километрами писали сказы, былины, сказки, эпосы, народные песни», где фигурировал Ленин, как спаситель человечества. От автора требовалось лишь придумать незамысловатый сюжет и потом немного стилизовать его под фольклор. Этим видом «творчества» не брезговал даже автор «Малахитовой шкатулки» Павел Бажов.

Хитрее всего поступили плакальщицы. После новости о кончине Ленина, коммунисты во многих городах организовывали вечера памяти, но с культурной программой было не очень. Народу было не до речей с трибун, а панихиду в церкви, как раньше в случае смерти монарха, уже не закажешь.

Зато профессиональные плакальщицы не упустили возможность подзаработать. Благо, тексты их причитаний оказались универсальными. В них только надо было вставить имя покойного.

Этот стон у нас песней зовется

Тем не менее, некоторые плакальщицы решили отличиться, и тем самым получить расположение новых властей. Например, в причитании Евдокии Копейкиной из Карелии говорилось:

-Как при царскием правительстве было денег недохваточки,

 А у советской у Россиюшки, у нас хлебушка ведь досыта,

 У нас денежек ведь допьяна. Вон сады цветут - колхозные.

Все одетыи да все обутыи, у всех платьица да у всех ботинки.

Наши хаты деревенские, электричеством да осветилися

 Как мы жить да будем, горемычные? Без тебя, да милый Володичка?

Идея оказалась настолько успешной, что такие вот авторские покойнишные песни, вошли в отдельный сборник «народного творчества» и дожили до наших дней.

До запуска первой ракеты в космос было еще почти 40 лет, но проект памятника Ленину на Луне уже существовал

Некоторый профессиональные плакальщицы оказались еще хитрее. Они переиначили старинные причитания вдов, которых после смерти обещал опекать богатый родственник.

Там обычно произносилось не только имя покойного, но и упоминался и благодетель, согласившийся «не дать сгинуть вдове горькой».

Так вот тут плакальщицы стали петь дифирамбы Льву-свет-Троцкому, да Давидовичу.

Это новаторство в старом жанре старым плакальщицам очень не понравилось. Известен случай, когда в сибирском селе Кимильтей, старушки за волосы вытащили из сельсовета 16-летнюю Катерину Перетолчину, поющую покойнишную собственного сочинения со словами  «Льву Давидовичу, да в ножки поклонимся»

На улице профессиональные плакальщицы выпороли молодую креативную коллегу вожжами и приговаривали во время экзекуции:

- Не позорь нас! Не выдумывай черта какого-то!

Как мы помним из истории, профессиональные плакальщицы оказались дальновидными. Заступником и благодетелем для них Лев Троцкий так и не стал.

Он разложился на плесень и липовый мёд

Если полуграмотные деревенские крестьяне стали проявлять такой креатив, то «прогрессивным» деятелям искусства сам Маркс велел сотворить нечто этакое. Особенно хорошо понимали это футуристы, имажинисты и прочие супрематисты. Любому было ясно, что скоро во всех городах и селах будут ставить памятники Ленину. А каким должен быть монумент в молодой республике, строящей «наш, новый мир»? Да каким угодно, лишь бы не как при царском режиме. А уж насколько это эстетично, или хотя бы адекватно - дело десятое.

Эпатажный памятник Ленину в стиле конструктивизма

Так на свет появился памятник Ильичу, в стиле безумно модного тогда конструктивизма. Ленин на нем будто собран из коробок. Силуэт очень схематичен, и если бы не кепка и не длань, указывающая в светлое будущее, то  с большим трудом можно было догадаться, что сие творение изображает.

Сзади памятник подсвечивался парой десятков лампочек. Они были установлены на огромных буквах «ВСРОК», как в казино или на вывеске кабаре. А как еще скульптор сделал тонкую аллюзию на электрификацию всей страны. Сейчас очно не ясно, что такое «ВСРОК»  То ли у скульптор были нелады с орфографией, то ли это аббревиатура, расшифровка которой давно забыта, то ли это псевдоним автора. Стояло это чудо около 10 лет возле проходной уральского завода, и в 30-ых, когда конструктивизм был назван буржуазным веяньем, монумент снесли вместе с лампочками.

Другой не менее любопытный памятник Ленину уцелел до сих пор. Его автор решил, будто стоять на одном месте Ильичу будет скучно, и поставил вождя на дрезину. Это позволило катать вождя по рельсам куда угодно, лишь бы была железная дорога. Это памятник и спасло. Когда в конце 30-ых новаторства попали в опалу, ломать монумент не пришлось. Его просто откатили с глаз долой, в полузаброшенный железнодорожный тупик, где Ленин благополучно дожил до наших дней.

Автор скульптуры мечтал отправить Ленина в путешествие по всем городам Советского Союза

С приходом к власти товарища Сталина, новаторства закончились. Отец народов предпочитал классическое искусство, поэтому города СССР заполонили однотипные памятники Ленину. Их ставили едва ли не на каждой площади, и порой создавалось ощущение, будто многочисленные клоны Ильича вели неравный бой с Медузой Горгоной.

В перестройку вновь вернулась мода на креатив с образом Ленина. Художники устраивали перформансы с поеданием тортика в виде Ильича, изображали отца революции в виде индуса, а музыкант Сергей Курехин выпустил документалку, где утверждалось, будто Ленин не человек, а оживший гриб, да еще и радиоволна.

"По заветам Ильича": зачем в Казахстане выдумывали такие названия совхозам и колхозам

Совсем недавно были опубликованы отчеты о степени сохранности тела Ленина в мавзолее. Оказалось, что там сейчас покоятся только 23% Ильича, то есть кожа, часть скелета и немного мышечной ткани.

Из всех памятников отцу, установленных на территории СССР,  осталась только треть. Так что, несмотря на все старания, Ленин понемногу уходит в небытие.