В Курчумском районе Восточного Казахстана по требованию населения приостановили строительство золотодобывающего производства

Спасибо, не надо

Сельчане собрались на общественные слушания и по-хозяйски, дружно выступили против сооружения производства по добыче и обогащению золота. “Рахмет, нам такого счастья не надо”, – заявили граждане. Не надо уничтоженных пастбищ, загрязненных рек, почвы, воздуха.

Если посмотреть на геологические карты, Курчумский район обозначен на них как часть золотоносной провинции. Сохранилось немало сведений о крупных самородках, когда-то вымытых на здешних золотоносных реках. С давних пор на курчумской земле занимались старательством, здесь действовали мелкие и крупные артели.

Сегодня добычу золотосодержащей руды поставили на промышленный уровень. Предприятия оперируют показателями в десятки и даже сотни тысяч тонн руды. В Сети гуляет съемка, сделанная с дрона возле села Маралды, в кадрах – карьеры, котлованы, отстойники, дамбы, технологические трассы, тяжелая техника, орудующая на ручьях и речках. Словом, индустриальный пейзаж во всей красе.

Как пояснили в районном акимате, разработкой занимаются две крупные компании. В этом году в окрестностях того же Маралды инвесторы вслед за добычей приступили к проекту строительства обогатительной фабрики с годовой мощностью 250 тысяч тонн руды. Технология – кучное выщелачивание, или извлечение драгоценного металла с помощью цианидных растворов. Сырье формируют в кучи и поливают химикатами, полученный золотой “бульон” накапливают в емкостях, отстаивают. И дальше из него получают золото-серебряный сплав доре. Срок эксплуатации месторождения – 7 лет, площадь отведенного участка – 90,5 гектара.

– Проект масштабный, его стоимость – больше 17 миллиардов тенге, – отметили в акимате. – На финальном этапе запланирована ликвидация и рекультивация отвалов и нарушенных земель.

По документам, заключительный период отмечен 2034 годом. Маралдинцы уже сегодня были бы рады отправить золотопромышленников подальше от родных мест.

– От производственной площадки до села меньше трех километров! – с возмущением рассказал житель Маралды Кайрат КАСЕНОВ. – Представьте: семь лет они будут копать и перерабатывать по 250 тысяч тонн. И так всё уже перерыто. Внизу течет речка, в ней рыбы стало меньше. Фабрику строят на возвышенности – всё в реку потечет.

– Грузовики разбивают дороги и мосты, пыль страшная, в жару дышать нечем, – возмутился маралдинец Адил КОЖЫКОВ. – Строительство только начинается, а уже такая ситуация. Что дальше будет с нашими детьми и внуками?

Всё законно?

В самой золотодобывающей компании заверили в полной законности работ. По словам руководителя ТОО Анвара РАХИМОВА, у предприятия на руках – все необходимые документы.

– Есть все согласования, в том числе экологические, – пояснил руководитель. – Мы действуем в рамках закона. Ниже по реке установлены фильтры, которые будут очищать воду. Загрязнения не будет. К тому же жители села получат работу. Люди и сейчас у нас работают, но будет создано дополнительно 50 рабочих мест.

– При кучном выщелачивании не образуются “хвосты” обогащения, – дополнительно отметил эколог ТОО Даулет АСАНОВ. – Лежит руда, которая частично насыщена растворами. Чтобы ее сдвинуть, это надо разве что целенаправленно техникой толкать.

По словам главного геолога ТОО Асхата АЗЕЛЬХАНОВА, на сегодняшний день в районе под разведку выделено пять участков. Уже в 2023 году специалисты планировали приступить к подсчету запасов и следом передать их на баланс государства.

– Такие запасы являются стратегическим резервом государства, – рассказал геолог. – Это баланс республиканского комитета геологии.

Индустрия vs природа

Маралды – одно из самых отдаленных сел Курчумского района. Оно расположено среди гор с альпийскими лугами и чистейшими родниками. Мед с местных пасек всегда был вне конкуренции! Перед ним меркли даже знаменитые медовые сорта соседнего Катон-Карагая. Об исключительной природе этого уголка можно судить по такому факту: здешние труднодоступные места стали единственным анклавом, где сохранилась алтайская популяция пчелы. От скрещивания с привозными породами ее уберегли сами хребты, которые пчелки не в состоянии преодолеть.

Теперь там, где еще два года назад шумели ручьи и цвело разнотравье, зияют карьеры.

В октябре 2021 года департамент экологии по Восточно-Казахстанской области выдал тревожную информацию: примерно в 12 километрах от Маралды обнаружили загрязнение реки Курчум в месте впадения в нее притока Киынсу. Как показал осмотр, золотодобывающее предприятие спустило в местный ключ жижу сразу из нескольких отстойников. Ключ питает реку Киынсу, последняя – приток Курчума, который, в свою очередь, служит источником воды для многих сел и поселков.

Экологи зафиксировали нарушения по части 1 статьи 358, части 2 статьи 352 и части 1 статьи 328 Кодекса РК “Об административных правонарушениях”. Штраф для ТОО-загрязнителя составил… 323 тысячи тенге.

Минувшей зимой Курчумский районный суд обязал золотодобытчиков снести незаконно возведенные на ручье запруды. Причем экологи не раз уведомляли и компанию, и судоисполнителей, что накопители нельзя просто так взять и разрушить. Необходимы технологические решения, исключающие нанесение вреда окружающей среде. Тем не менее, как рассказали в областном филиале экологической ассоциации “ECOJER”, в мае на предприятии, не особо задумываясь, загнали экскаватор и разрушили две дамбы.

– Произошел сброс иловых осадков в Киынсу, – констатировали экоактивисты.

К слову, в Курчумском районе расположена природная жемчужина Казахстанского Алтая – государственный Маркакольский заповедник. Буквально месяц назад, в июне, эта особо охраняемая природная территория вошла в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. То есть получила признание как природный эталон планеты. По словам директора заповедника Тимура АЙКЕНЕВА, для озера индустриальный объект опасности не несет. Заповедник расположен почти в 100 километрах от Маралды и отделен рядом хребтов и речек.

– А вот маралдинская природа может понести большой урон, – высказал мнение руководитель. – Там есть лесной массив, оттуда берут начало река Курчум и ее многочисленные притоки. Если бы у населения сразу спросили разрешения на разработку месторождения, народ бы ни за что не позволил. Люди открыто говорят, что боятся получить экологическую катастрофу.

Временно приостановили

В общественных слушаниях в отдаленном селе принял участие председатель комитета экологического регулирования и контроля Зулфухар ЖОЛДАСОВ. Он подтвердил единодушное несогласие курчумцев с индустриальным проектом и заявил: стройка приостанавливается на месяц.

– Проект направлен на экологическую экспертизу, – дал комментарий глава комитета. – Мы обязательно должны учесть протокол общественного слушания. И все вопросы, которые задавали люди, будут приняты во внимание.

Для справки: Курчум – правый приток Иртыша, протекающий по живописнейшей местности между Курчумским хребтом и горным массивом Сарымсакты. Река берет начало в зоне редколесной тайги, русло в верховьях узкое, извилистое, с многочисленными протоками. Длина реки 210 километров, ширина от 10 до 150 метров. В Курчум впадают притоки Кундызды, Куркульдек и другие.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК