«В холодной войне победил Голливуд»

Гульнара Сарсенова – видный казахстанский режиссёр и кинопродюсер, автор ряда нашумевших фильмов, в том числе получивших ряд престижных наград фильмов «Монгол», «Тюльпан» и «Айка», в нынешнем году возглавила Государственный центр поддержки национального кино при министерстве культуры и спорта РК. Госцентр через специальный Экспертный Совет отбирает лучшие сценарии для дальнейшего государственного финансирования новых кинокартин. Как режиссёр и продюсер Сарсенова  известна своей принципиальной, часто жёсткой позицией по многим вопросам развития казахстанского кино. В частности, она сторонник безусловной поддержки талантливых кинопроектов и полной прозрачности в сфере распределения кинобюджетов. При её активном участии в Казахстане внедряется французская модель стимулирования национальной киноиндустрии, давно показавшая свою эффективность. И сегодня кино в Казахстане переживает определённый подъём, хотя и не без известных «болезней роста». Обо всём этом Гульнара Сарсенова прямо и честно высказалась в беседе с корреспондентом «Каравана»

- Гульнара Болатовна, начнём с критики, которая не так давно прозвучала по поводу сферы кино. В Сенате обсуждалась проблематика дубляжа фильмов на казахский язык. Был поставлен резонный вопрос, почему министерство культуры и спорта недосматривает за этой сферой, не заставляет дублировать. А почему, действительно?

- Это исключительно вопрос законодательной базы, хотя он во многом связан и с многонациональностью, и с многоязычием нашей страны. В Казахстане есть прекрасные технические возможности и, главное, есть прекрасные специалисты для дубляжа не только художественных фильмов, но даже анимационных мультфильмов. Многие не знают, что дублировать мультфильм, обеспечивая правильную артикуляцию губ персонажа и сохраняя скорость сюжета, когда перевод на казахский, например, звучит вдвое дольше оригинала на английском, это во много раз сложнее, чем дублировать обычный художественный фильм. Но у нас даже для такой работы есть все возможности. Не так давно были дублированы на казахский язык некоторые культовые мультфильмы Уолта Диснея – и притом прекрасно дублированы. Посетители кинотеатров могли оценить работу наших актёров дубляжа, монтажёров, видеоинженеров.

Тот факт, что правообладатели, например, голливудских фильмов не прибегают к таким услугам, обусловлен пробелом в законодательстве. У нас нет нормы, которая обязывала бы их дублировать контент на казахский язык. Существует только требование снабжать трансляцию субтитрами. В результате правообладатели используют самый дешёвый путь, используя копии, уже продублированные на русский язык для аудитории России и снабжая их субтитрами с казахским текстом. Когда будет принята норма с обязательным требованием для кинопроката, чтобы был именно дубляж на казахский язык, а не субтитры, тогда, я думаю, данный вопрос будет снят. Повторюсь, все технические возможности для этого есть.

- Были также претензии по поводу того, что фильмы на казахском языке не демонстрируются в прайм-тайм.

- Это также вопрос к кинопрокатчикам, точнее, вопрос более чёткого законодательного регулирования их деятельности. Соответствующие поправки уже прорабатываются. Но они будут сделаны с учётом жёстких рыночных условий деятельности бизнеса.

- Теперь собственно о поддержке национального кино. В ноябре закончился приём заявок на второй питчинг, поданы заявки по 260 проектам-соискателям на финансирование в 2020 – 2021 году. Ранее были озвучены итоги первого питчинга – Госцентр огласил список фильмов, которые поддержит государство в 2019 – 2020 годах. Какие именно фильмы отбирает Экспертный Совет при Госцентре?

- По второму питчингу Экспертный Совет работает. По результатам первого – список известен, он опубликован, финансирование на два года определено. Некоторые фильмы сейчас снимаются, другие уже выходят в прокат. Экспертный Совет отбирает лучшие сценарии, в том числе, с духовно-нравственной точки зрения. Я не принимала участие в первом питчинге, он состоялся до моего прихода в Госцентр. Но по качеству работ он был неплохим. Мы исходим из того, что нам нужно снимать фильмы на высоком художественном уровне и при этом пользующиеся большим зрительским интересом. Это должно быть кино яркое, захватывающее, и при этом высокодуховное, несущее важные нравственные посылы.

- Патриотическое кино?

- Позвольте мне вспомнить программную статью нашего Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Как вы помните, одной из стратегических задач программы «Рухани Жаңғыру», которые поставил наш первый президент, является конкурентоспособность в современном мире и в частности – конкурентоспособность культур. Елбасы отмечал, что огромная часть успеха США в эпоху «холодной войны» – это успехи Голливуда. «Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать ещё один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Речь идёт о том, чтобы мир узнавал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям», – так написал Нурсултан Назарбаев в своей программной статье. Именно эти задачи и должно решать национальное кино.

И здесь я хотела бы вернуться к тому факту, на который указывает Назарбаев, что, как мы знаем, в Холодной войне победил Голливуд. Согласитесь, по меньшей мере глупо игнорировать этот факт, когда мы говорим об идеологии, об имидже нашей страны и узнаваемости Казахстана в мире. Мы сегодня поддерживаем именно такие фильмы, несущие в том числе мощный духовный, патриотический заряд, показывающие Казахстан в его неповторимой красоте, раскрывающие нравственную красоту нашего народа.

- В прокате казахстанских кинотеатров быстро растёт доля отечественных фильмов. Это связано с улучшением их качества?

- Безусловно. А качество растёт благодаря большему количеству фильмов и начавшей работать системе поддержки. Поделюсь статистикой. Окончательных итогов за 2019 год, правда, пока нет, но предварительные данные озвучить уже можно. На сегодняшний день в Казахстане 320 кинозалов в 96 кинотеатрах, общей вместимостью около 47 тысяч человек. Если говорить об отечественном кино, то это совсем не много, с точки зрения окупаемости фильма в прокате. Население нашей страны небольшое и внутренний кинорынок весьма узкий. Поэтому наш принцип прост: мы стремимся стимулировать кинопроекты, ориентированные на международный рынок, на мировой прокат. Например, в США более 10 тысяч кинотеатров. В Китае их свыше 30 тысяч. Хотя, тем не менее, казахстанский прокат даже при таком сравнительно небольшом масштабе позволяет кинокомпаниям зарабатывать неплохие прибыли. Кассовые сборы в 2018 году превысили 18 миллиардов тенге, притом что в прокате было 374 фильма, из них 44 казахстанских. Это было вдвое больше, чем в 2017-м. Предварительно за этот год можно сказать, что число опять удвоится – в прокате было около 80 казахстанских фильмов. Данные пока не окончательные, но тенденция налицо: количество картин растёт, как и их популярность в прокате, и доходы киностудий.

- Тем не менее, «отбить» затраты на высокобюджетный фильм в Казахстане нереально?

Не совсем так. Если вести речь о бюджетах голливудского кино – то, конечно, наш рынок для таких инвестиций заведомо слабый. Однако наши режиссёры научились снимать высококлассное кино с бюджетами совсем иного порядка. И это то кино, которое покоряет мировые фестивали. Даже в Казахстане, как мы уже отметили, ряд фильмов приносит своим создателям прибыль. В Казахстане живут свыше 18 миллионов человек, и на таком рынке кинематографистам для получения хотя бы минимальной прибыли и возмещения затрат на производство картины нужно снимать фильм с бюджетом не более 200 тысяч долларов. Это очень ограниченный бюджет, на который сложно снять конкурентоспособное в мировом масштабе кино. Да, наши бывшие КВНщики, самые популярные режиссёры снимают многие фильмы именно с этим бюджетом. Но это частный капитал, и на него снимают на хорошем техническом уровне простые комедии, зарабатывают. Однако идейная подача там не всегда может быть высокой. А наша задача – поддерживать именно высокохудожественное кино. При такой дополнительной государственной поддержке оно оказывается вполне конкурентоспособным.

– Успех таких картин, как «Томирис», говорит о том, что казахстанский зритель действительно хочет видеть не одну «развлекаловку».

– Люди с удовольствием идут на лучшие казахстанские фильмы, они востребованы, кинорынок созрел для создания хороших высокохудожественных отечественных картин. Замечу, что из 44 казахстанских фильмов, вышедших в 2018 году в прокат, только 20% были с государственной поддержкой, а большинство картин было создано на частные деньги. В нынешнем году масштабы государственного финансирования возросли в разы. И это всё меняет. Госцентр поддержки национального кино может оказывать активную бюджетную поддержку независимому кино, а не только тем фильмам, что снимаются на государственной киностудии «Казахфильм». И мы начали это делать. Сейчас многие фильмы в производстве, а другие уже выходят на кинопремьеры.

В рамках Закона «О кинематографии» внедрена так называемая французская модель, которая стимулирует инвесторов вкладывать в казахстанское кино. 80 % бокс-офиса (то есть кассовых сборов в кинотеатрах) идут кинокомпаниям вне зависимости от доли государственного финансирования проекта. То есть, государство может профинансировать и сто процентов бюджета картины. Всё равно её создатели получат 80 процентов «кассы». Это стимулирует снимать высококлассное, высокохудожественное кино. Министерство культуры и спорта через Госцентр поддержки национального кино финансирует часть бюджета фильмов тем частным кинокомпаниям, которые предоставили хорошие проекты и сценарии, убедили Экспертный совет и Межведомственную комиссию в том, что их проект один из самых лучших. Приоритет отдаётся высокому профессионализму съемочной группы и художественной составляющей киноматериала, в том числе, как я уже отмечала, – духовной и патриотической составляющей. Именно так, кстати, делали в Голливуде в эпоху Холодной войны.

- При оценке кинопроектов Экспертный совет отдаёт приоритет профессионалам?

Работа нашего Госцентра нацелена как раз на то, чтобы в кино работали профессионалы. Вот почему мы хотим начать тарификацию всех кинодеятелей, приходящих к нам на питчинг для соискания финансирования от государства. Режиссёр, кинопродюсер должен иметь профессиональное образование. В заявках на первый питчинг в съёмочных группах только 10-12% людей имели специальное образование в сфере кино, этого катастрофически мало. К тому же, ни один казахстанский профессиональный вуз, к сожалению, не имеет международных сертификатов, подтверждающих в мире статус наших дипломов. Над этим мы тоже намерены работать в последующие годы. Сейчас у будущих кинематографистов есть возможность обучаться в зарубежных вузах – в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Москве (ВГИК), Санкт-Петербурге. Наш Госцентр не намерен этим ограничиваться, мы будем сотрудничать с казахстанскими вузами, которые дают образование в сфере кино. А возможно, когда-нибудь мы откроем настоящий Институт кино в Казахстане!

- Расскажите подробнее о том, как работает «французская» модель государственного финансирования кино.

Здесь надо начать с того, что киноотрасль в Казахстане активно развивается, но пока её трудно назвать полностью профессиональной. Наш Госцентр ориентирован на то, чтобы развивать киноискусство в стране, зарабатывать деньги на финансировании и прокате национальных фильмов. 20 процентов от прокатных сборов будет уходить в наш госцентр для дальнейшего финансирования следующих национальных фильмов, 80 процентов уходят кинокомпаниям. Уже в этом году от проката фильма «Каникулы offline 2», съёмкам которого мы помогли частичным дополнительным финансированием, мы получим доходы, которые будут направлены на развитие национального кино, а киногруппа получит свои доходы.

- Как отбираются фильмы-кандидаты? Как работает Экспертный совет?

– При Госцентре существует Экспертный Совет, исполняющий роль высшего художественного совета. В него входят представители киноэлиты страны. Это люди, имеющие непререкаемый авторитет в сфере кино. Что важно: их решения полностью прозрачны. Кстати, с начала работы Экспертный совет уже обновляется, становится более молодым. В него будут привлекаться работающие сценаристы, режиссеры, продюсеры. Их миссия – помощь в отборе самых достойных фильмов для получения госфинансирования. И, конечно же, Совет оценивает национальную, гуманитарную и социальную значимость проекта, анализирует, не противоречит ли он интересам общества и государства. Экспертный Совет не только принимает решения об участии государства в финансировании той или иной картины, но, что также очень важно, – он наделён правом присваивать любому номинируемому фильму статус казахстанского национального кино. А это автоматически означает дополнительные льготы, такие как освобождение в прокате от корпоративного подоходного налога (КПН), освобождение от НДС. Тем самым государство дополнительно стимулирует сети кинопроката, чтобы они транслировали лучшие казахстанские фильмы в прайм-тайм.