В недалеком прошлом стекло грели и обрабатывали в пламени масляной лампы, отсюда и название “лэмпворк”: lamp – лампа, масляная горелка. Кроме слова lampwork, часто используют flamework – работа с пламенем, а также beadmaking от слова bead – бусина. Просто невозможно пройти мимо украшений из цветного стекла, которые часто называют еще муранским, венецианским. Ведь каждая деталь браслета или колье изготовлена вручную, второй точно такой уже никогда не получится. Тонкости ремесла архитектор-дизайнер по образованию Яна Исаченко постигала в Москве:
– На интернет-форумах я обнаружила очень интересные работы из стекла, в которые нельзя не влюбиться. Лэмпворк прочно засел в голове и не давал покоя. Три года назад поехала учиться к известному лэмпворкеру Ирине Чигвинцевой. Потом был перерыв, так как я ждала ребенка и работать со стеклом было противопоказано. Но своей цели я все же достигла: оборудовала дома мастерскую и стала делать аксессуары, которые мне самой очень нравятся.
Было интересно узнать: как в домашних условиях тонкие, длинные, словно карандаши, разноцветные стеклянные палочки (именно в таком виде покупают итальянское, китайское, немецкое, чешское стекло для своих работ) превращаются в аксессуары?
– Я использую пропаново-кислородную горелку, – открывает секрет мастер. – Стекло применяется специальное, так называемое “мягкое”. Если коротко: на металлическую спицу – мандрель – наносится слой специальной глины, он не дает стеклу прилипать к металлу спицы. Стекло в пламени горелки становится жидким или тягучим. Оно наносится на мандрель, его необходимо постоянно крутить и прогревать, чтобы изделие не лопнуло. Но важно и не перегреть, иначе все просто утечет на стол. Узоры, рисунки делаются тоже прямо в пламени, бусину нельзя вынимать. То есть работа проходит на одном дыхании. После создания бусина отправляется в муфельную печь на отжиг. Когда остынет, снимаю ее с металлической спицы, очищаю алмазным надфилем от глины.
А как внутри браслета или кольца появляются цветы, растения, разнообразные узоры?
Как оказалось, дополнительно покупаются мурринки – кусочки уже готового стекла с рисунком, например цветочками, – для вплавления. Есть еще фриты – мелкодробленое стекло для тонирования или вкрапления стеклянной крошки. Они делятся по цветовым сочетаниям, размерам. Еще для работы используются серебряная фольга и серебряная проволока – для впайки в стекло или напыления. Также впаивается в стекло мелкая металлическая сетка. Матировочная жидкость и паста позволяют сделать всю бусину или ее часть матовой, приятной на ощупь. Еще много и других тонкостей, которые мастер постигала опытным путем. Итогом работы лэмпворкера являются стеклянные бусины разнообразной формы, объемные цветы, фигурки – кулоны, серьги. Словом, возможности безграничны!
– Я солидарна с Коко Шанель, она сказала: “Люди с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото, – говорит Яна. – В работу я вкладываю все силы и душу. Бывает, вынашиваю проект, затем приступаю к его реализации. Иногда нужный результат получается после нескольких попыток. Приходят свежие мысли, происходит очередной “взрыв в голове”, и все начинается снова. Мечтаю съездить в Европу, поучиться новым техникам у мастеров на родине лэмпворка. Ведь хобби уже превратилось в основное любимое дело.