В казахстанских колониях запретили маршировать и петь гимн

Об этом на брифинге в комитете уголовно-исполнительной системы сообщила заместитель директора представительства Международной тюремной реформы (PRI) в Центральной Азии Жанна НАЗАРОВА.

В светлых тонах

– Введен запрет на маршировку, пение гимна и заправку постели с так называемым кантиком (кто служил в армии, знает. – Прим. авт.).

Изменится и форма одежды осужденных. Сегодня она черная. И в жаркое время, особенно в южных регионах, тяжело носить такую одежду. Принято решение, что цвет поменяется на светлые тона. Есть идея услышать мнение общества, родственников и выбрать цвет, – сказала Жанна Назарова.

Также представитель PRI в ЦА сообщила, что у осужденных с инвалидностью появятся помощники из числа сидельцев:

– Вопрос будет урегулирован, чтобы из числа самих осужденных приставлять к инвалиду помощника, это будет оплачиваемая работа. В следственных изоляторах будут проводиться опросы. Совместно с Назарбаев Университетом разрабатывается соответствующий опросник. В ближайшее время на сайтах департаментов УИС в областях появится информация о бюджете, штатной численности, – то, чего раньше не было. Это делается для обеспечения прозрачности деятельности пенитенциарной системы.

За всеми не уследить

Между тем в колониях по-прежнему продолжаются пытки. После видео, на котором пытали заключенных в учреждении ЛА-155/8 в поселке Заречный Алматинской области, МВД задержало пятерых сотрудников колонии. Как сообщил на брифинге первый зампредседателя КУИС Тенизжан ДЖАНИБЕКОВ, они арестованы на два месяца, идет следствие.

Ранее МВД сообщало, что 14 сотрудников колонии привлечены к дисциплинарной ответственности, из них семь, в том числе два заместителя начальника учреждения, уволены по отрицательным мотивам. Начальник учреждения лишился своего кресла.

Глава КУИС Дархан КАНАТБЕКОВ назвал это дело “единичным случаем”: Откровения надзирателя казахстанской тюрьмы: Осужденные нас ненавидят, и это взаимно

– Вопиющий факт – признаем. У нас 82 учреждения, за всеми уследить не всегда получается. По таким фактам мы принимаем жесткие меры. С начала года 1 500 сотрудников наказаны – им объявлены выговоры, неполное служебное соответствие. Уголовную ответственность не понес никто.

Между тем замдиректора PRI в ЦА Жанна Назарова сообщила, что за последние три года зафиксировано 53 факта пыток:

– 13 – в учреждениях уголовно-исполнительной системы, 33 – в органах внутренних дел, а также 7 других фактов, 6 из которых – это использование добровольных помощников администрации. Это значит, что самих осужденных используют против других осужденных!

Снимают на жетоны

Не особо помогают в борьбе с пытками и видеожетоны, используемые в колониях республики с 2015 года.

– Сегодня насчитывается 1 363 таких средства видеоконтроля, до конца этого года комитет планирует закупить еще 635 единиц. На 2020–2022 годы в бюджетной заявке они есть, – сказал председатель КУИС.

Как позже “КАРАВАНУ” уточнил Канатбеков, видео с жетонов тюремных надзирателей предоставляются в КУИС.

– Этот вопрос еще недоработан, – признал главный по тюрьмам и добавил, что пока для хранения видео установили месячный срок.

Без свидетелей?

Адвокат Асель ТОКАЕВА в свою очередь поделилась с нами: вести дела о пытках крайне сложно:

– Очень сложно доказать факт пыток в закрытых учреждениях. В подобном деле – о смерти в павлодарской колонии экс-чемпиона РК по дзюдо Бахытжана АБДЫКАРИМОВА, которое я с коллегой вела на начальной стадии, – не было ни одного свидетеля! Дело несколько раз прекращали, сотрудников колонии привлекали за доведение до самоубийства, это не устроило родственников, тяжбы шли на протяжении двух лет.

Напомним, Бахытжан Абдыкаримов был найден с перерезанным горлом на территории павлодарской колонии АП-162/3 в феврале 2016 года. По выводам судмедэкспертов, смерть мужчины наступила от острой кровопотери в результате резаной раны шеи, нанесенной лезвием.

Эксперты насчитали на теле погибшего 46 поверхностных резаных ран на передней стенке живота, 14 – на правом предплечье и 76 – на левом.

Экс-чемпион погиб за два дня до суда, который должен был рассмотреть его частную жалобу относительно срока наказания. За несколько дней до смерти мужчина написал жалобу руководству колонии, в которой высказал опасения за свою жизнь и перечислил имена своих обидчиков. Но никаких мер по обеспечению безопасности осужденного начальство не приняло. Абдыкаримов был приговорен к 10 годам лишения свободы, позже срок сократили до 5 лет, за нанесение тяжких телесных повреждений.

После неоднократного пересмотра дела сотрудники колонии отправились в тюрьму на сроки от 4 до 6 лет. При этом суд признал, что дзюдоист совершил самоубийство…

Нур-Султан